+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
28.09.2020 12:27:00
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Место под солнцем: итоги форума Грузовая панорама. Часть 2

Во второй части транспортно-логистического форума «Грузовая панорама», организованного РЖД-Партнером 24 сентября, эксперты обсудили современное состояние грузовой базы железнодорожного транспорта и перспективы развития информационных продуктов для обеспечения эффективности мультимодальных перевозок. С результатами работы первой сессии можно ознакомиться в первой части материала.
Грузовые перспективы: соответствуют ли потребности возможностям?

Как отметил заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий Владимир Савчук, пандемия повлияла на динамику объемов грузоперевозок всех номенклатур грузов.

Сокращение объемов перевозки угля (-8,1% за 8 месяцев 2020 г. по отношению к аналогичному периоду 2019 г.), несомненно – большой удар для железных дорог, однако в обсуждении этой номенклатуры отметили и позитивную динамику. В восточной части железнодорожного сообщения России продолжает наблюдаться рост отправки угля. Статистику на полях форума озвучил Игорь Куротченко, начальник отдела анализа пропускных способностей РЖД АО «СУЭК». По информации эксперта, за первые 6 месяцев текущего года увеличение объема поставок угля на дороги востока составило около 2–3%. «Думаю, в 2020 году в целом рост будет незначительный. В 2021-м ожидать роста не стоит», – добавил И. Куротченко.

Сложная ситуация сложилась и в стане нефтяников. Президент Ассоциации перевозчиков и операторов подвижного состава железнодорожного транспорта Владимир Прокофьев отметил, что из-за сокращения грузовой базы парк бензиновых цистерн перешел в стадию профицита (около 15–20 тыс. цистерн при общем количестве чуть более 180 тыс. цистерн на сети). За январь – август 2020 года погрузка нефти и нефтепродуктов снизилась на 9%. По словам В. Прокофьева, снижение погрузки и появление профицита – это закономерная динамика. Эксперт добавляет: «Сейчас мы соблюдаем договоренности с ОПЕК, но, соблюдая их, мы, надо отметить, теряем рынки. Природа не терпит пустоты, и это важно понимать. Сейчас еще Ливия возобновила добычу в достаточно большом количестве. Это тоже не внушает оптимизма. Все это приводит к профициту цистерн».

Прогнозы касательно сферы экспорта российских энергоресурсов позволяют говорить о негативном тренде на его снижение, добавил президент ООО «Институт развития транспортных систем» Александр Синев. Эксперт считает, что в первую очередь это коснется угля, потом нефти, а после и газа. А. Синев связывает это с частичной локализацией и авторизацией экономик, которые имеют мировое значение, например, США и Китая. «Таким образом, вопрос даже не в сценариях, а в том времени, в течение которого этот негативный тренд будет реализовываться», – заключил он.

«Несмотря на то, что металлы (грузы 3 класса) выгодны для ОАО «РЖД», мы проезжаем с трудом», – сообщил председатель комиссии по транспорту ассоциации «Русская сталь» Михаил Щербинин. По его словам, это происходит из-за перекоса загруженности инфраструктуры, особенно дефицита пропускной способности Восточного полигона, так как ключевые экспортные рынки для металла также локализуются в этом регионе (в частности, крупным импортером выступает Вьетнам). «Говорить о полном восстановлении пока преждевременно, но тем не менее сейчас спрос восстанавливается, а мы стоим. Перераспределять грузы на другие рынки металлурги не могут, они полностью обложены пошлинами. На Европу ехать не можем. Остаются рынки Северной Африки и Ближнего Востока, но в Турции, к примеру, нет такого металлопотребления, как на Востоке», – добавил эксперт.

Стоит отметить и лидера по приросту: зерно и продукты перемола увеличили погрузку на 20,6%. Однако ажиотажная скупка зерновозов может привести к переизбытку парка, как это было с полувагонами, поскольку в следующем году объем погрузки может измениться в меньшую сторону, добавляет В. Савчук. К тому же в условиях пандемии может снизиться экспортная база, если государство предпочтет оставлять запасы зерна внутри страны для обеспечения продуктовой безопасности.

Актуальные вопросы в сфере перевозки скоропорта осветил Михаил Синев, президент Ассоциации организаций продуктового сектора. Он особо отметил, что снятие ответственности за соблюдение регламента по перевозке скоропортящихся продуктов было правильным решением. «Ни в одной стране мира сейчас железнодорожники не отвечают за то, какой состав надо подавать. Отвечает либо получатель, либо отправитель, который разбирается в этом», – прокомментировал глава ассоциации.

Инновации и сервисы: будет развитие – будут и грузы

Помочь всей транспортной системе России сделать качественный скачок вперед поможет цифровизация, согласились эксперты в ходе заключительной дискуссии.

Цифровизация все глубже охватывает сервисы для клиентов ОАО «РЖД». В том числе создаются цифровые двойники процессов перевозок. Но пока между планированием перевозки и фактическим выполнением проходит почти месяц, сообщил заместитель председателя объединенного ученого совета ОАО «РЖД» по вопросам научного развития и взаимодействия Александр Осьминин. Однако сейчас эта диспропорция устраняется. Система согласует данные оперативного учета и формы ГУ-12, что позволяет оптимальнее регулировать погрузку, эффективнее балансировать вагонопотоки между станциями отправления и выгрузки.

Не отстают и порты: ФГУП «Росморпорт» подтвердил намерение развивать системы беспилотного вождения судов. Этот проект включен в программу инноваций госпредприятия, сообщил начальник управления инвестиций и стратегического развития ФГУП «Росморпорт» Андрей Болдорев. При этом предполагается использовать тот набор функций, которые сейчас предписано исполнять экипажу на борту, в дистанционном режиме – из диспетчерской. В программе внедрения инноваций ФГУП «Росморпорт» есть и еще несколько заметных проектов. В том числе связанных с внедрением композитных материалов и применением новых технологий для обеспечения безопасности мореплавания в акватории российских морских портов.

А вот автоперевозчики сталкиваются с серьезными барьерами на пути цифровизации. Причина медленного введения электронного документооборота на автотранспорте связана с тем, что формализация бизнес-процессов в ряде случаев тормозит автоперевозки, сообщил президент общественной организации «Ассоциация «Грузавтотранс» Владимир Матягин. Кроме того, мешает стремление ряда автоперевозчиков работать в теневом сегменте. Среди других проблем на пути развития рынка – технологии контроля за транспортировками с перегрузом. Требования по осевым нагрузкам не учитывают реальную ситуацию: в лесу даже использование датчиков не позволяет равномерно распределить нагрузку на оси автомобильного транспорта. Поэтому, по словам эксперта, необходимо отделить нарушения, которые допускают автоперевозчики, и те, что происходят из-за несовершенства российского законодательства.

Отдельно эксперты остановились на мультимодальных возможностях отечественной логистики. Традиционно острым в этом поле стал вопрос развития транзитных отправлений. По итогам 8 месяцев 2020 года транзитом было перевезено 487,8 тыс. ДФЭ. По словам заместителя генерального секретаря КСТП Натальи Степановой, в направлении Восток – Запад – Восток за этот период перевезли уже практически столько же, сколько за весь прошлый год: по итогам 8 месяцев было перевезено 337 тыс., в основном через погранпереход Достык – Алтынколь. Таким образом, направление Восток – Запад в этом году заняло долю в 70% (против 59% в 2019 г.) от всех транзитных перевозок по территории РФ.

Н. Степанова акцентировала внимание на мерах, которые применяются для сохранения тенденции роста в новых экономических условиях. Во-первых, значительное влияние оказала пандемия – за счет переключения грузов с воздушного и морского транспорта, она дала появиться и новой грузовой базе – перевозке медицинских материалов для борьбы с коронавирусом. Также были организованы новые маршруты, в частности ГК «ФЕСКО» запустила маршрут Чжэнчжоу – Гамбург. На территории Китая созданы дополнительные пункты по возврату контейнеров, были снижены тарифы на их перевозку в восточном направлении. Отдельное внимание эксперт уделила субсидированию транзитных перевозок из третьих стран в третьи через дальневосточные порты. «Мы имеем падение транзитных перевозок через дальневосточные порты, поэтому большую работу проводим с японскими, корейскими грузовладельцами», – добавила она.

В целом эксперты сессии согласились, что хотя будущее смешанных перевозок пока туманно, оно все же рождает надежду на серьезные позитивные изменения в российском транспортном секторе. На этой ноте закончилась деловая программа форума.

Традиционно в мероприятии приняли участие представители грузоотправителей и грузополучателей, операторских, экспедиторских и логистических компаний, сухопутных и морских терминалов для перевалки грузов, предприятий – производителей подвижного состава и лизинговых компаний, регуляторных ведомств, некоммерческих объединений, отраслевые эксперты. Форум прошел в формате офлайн, при этом часть спикеров и участников присоединились к мероприятию онлайн.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions