Клиенты столкнулись в СКПП с логконтролями параметров ГУ-12 – на соответствие с техпланом движенцев. Контроль ввели и по шахматке технорм. Были усилены контроли по квотам заадресовки на ЗапСиб, где, по сути, опробовали технологию ограничения перемещений «лишних» вагонов. В итоге оборот вагона снизился с 21,8 до 19,4 сут. в марте, достигнув своего минимума в 2024 году. К тому же стала снижаться погрузка.
К этому времени резервы улучшений в рамках указанных технологий были исчерпаны. Попытки ужесточить логконтроли желаемого результата не принесли. Оборот стал вновь ухудшаться, достигнув в августе 21,6 сут.
Вот осенью перевозчик и решил усилить меры борьбы с «лишними» вагонами. Были предприняты попытки перенести акцент на ограничение встречных потоков порожнего подвижного состава. На ряде полигонов в сентябре оборот вагона немного улучшился – до 21,4 сут. Но клиенты столкнулись с очередными ужесточениями. «Появилась необходимость согласования заявки-уведомления (ЗУ) под ГУ-12 с использованием альтернативного маршрута. Введено согласование ЗУ на перевозку порожних вагонов на станции отстоя, ремонта и станции подготовки под погрузку. Согласование ЗУ стало тотальным», – прокомментировал представитель операторской компании. А кульминацией стало появление новых шахматок ЦД по ограничению перемещений порожних вагонов по их дислокации через АС ЭТРАН.
Отправители, изучающие новые шахматки ЦД, не очень поняли принципы их формирования. Но пришли к двум любопытным выводам: во-первых, декларации перевозчика по поводу расчетов «лишнего» парка расходятся с практикой его фактического выявления, во-вторых, найденный «лишний» парк в начале 2025 года уже укладывался в размеры отставлений, которые периодически проводились на сети ранее, чтобы поднять брошенные поезда, если скапливалось больше обычного. Однако то, что ранее делалось эпизодически, теперь пытаются возвести в норму.
В 2025 году на железных дорогах будут ограничивать отправителей в подаче порожних вагонов под погрузку. Объемы, указанные в ГУ-12, «не должны превышать реальный объем погрузки». Перевозчик сравнит количество вагонов под ГУ-12 с некими расчетными данными. И если движенцы сочтут, что заявок будет подано слишком много, то не примут «лишние» – даже при наличии груза. Другие рекомендации сводятся к тому, что вагоны следует направлять туда, куда удобнее владельцу инфраструктуры. Например, нельзя направить вагон в ремонт и промывку (пропарку) на станцию, где такие работы не выполняют. Клиенты в таком случае получат отказ, поскольку при этом порожние вагоны займут место в ожидании дальнейшей передислокации.
«В случае невостребованности вагонов для перевозки грузов рекомендуем временно разместить избыточный парк вагонов на путях необщего пользования», – пишет перевозчик. Если на них не найдется места (будут забиты порожними вагонами), в ОАО «РЖД» предложили заключать договор с железной дорогой на размещение вагонов.
В итоге перевозчик добился сокращения порожних пробегов. Но как следствие – многим клиентам теперь приходится руководствоваться не ценой на предоставление вагона, а брать вагон там, где он ближе к месту станции отправления. Выбирать подешевле из того парка, что находится вдалеке, вряд ли получится. При этом не принимается в расчет и то, куда убрать потом вагон после выгрузки, если у клиента в дальнейшем изменится конфигурация цепочек поставок. Экономика-то в РФ рыночная, а не плановая. Институт операторов как раз создавался для повышения гибкости железнодорожных сервисов. Если игнорировать подобную настройку, то сеть останется в 2025 году с хроническим недогрузом. К каким последствиям это приведет, сложно сказать. Ясно одно - те улучшения, о которых отчитался перевозчик, – временные. И прогнозы на 2025 год не дают повода для оптимизма.
Напомним, что вопросы, связанные с грузовой работой на сети РЖД, будут рассматриваться на транспортно-логистическом форуме «Грузовая панорама», который состоится 28 мая 2025 года в г. Москве (отель «Золотое кольцо», ул. Смоленская, д.5). Организатор – редакция журнала «РЖД-Партнер». Помимо офлайн-формата, возможно и онлайн-участие в форуме.
В рамках форума пройдет две дискуссии. Первая будет посвящена тому, как восстановить погрузку на сети РЖД и привлечь дополнительные объемы грузов. На второй дискуссии будут рассматриваться вопросы, как лучше выстроить работу в условиях различных ограничений, введенных сейчас на сети.
Регистрация участников: по тел. +7 812 418 34 90 или по электронной почте conf@rzd-partner.ru. Заявку на участие также можно отправить со страницы форума.