«Российским и европейским экспортерам выгоднее перевозить грузы, к примеру, через Новороссийск с тем же выходом к Черному морю. – Отмечает Ю. Ковалев. – Нет никакого смысла отправлять грузы в Астрахань, потом по Каспийскому морю до Баку и далее уже по БТК. Полагаю, что данная ветка призвана решить в первую очередь геополитические задачи по созданию альтернативы, хотя и неэффективной, российскому железнодорожному маршруту».
Однако в случае обострения отношений между РФ и ЕС, БТК может стать запасным вариантом. В начале февраля председатель ЗАО «Азербайджанские железные дороги» Джавид Гурбанов сообщил Azerbaycan 24 о планах Австрии приступить к отправке грузов по маршруту БТК в Казахстан с апреля текущего года. По его словам, железнодорожной линией заинтересовались также Китай и страны Центральной Азии.
Логистические компании Азербайджана – основного инициатора строительства БТК – не располагают крупными заказами на контейнерные перевозки по БТК, хотя технически готовы их осуществлять. Пока линия работает в тестовом режиме. По магистрали проехало всего четыре контейнерных поезда с совокупным объемом в 500 контейнеров. Ввод объекта в эксплуатацию состоялся 30 октября 2017 года.
Рост объемов контейнерного сообщения на БТК ограничивают нерешенные организационные вопросы на границе между Грузией и Турцией. В частности, испытывались трудности по перевозке вагонного состава через турецкую таможню, поясняет директор транспортно-экспедиционной компании LA Cargo Azerbaijan Лейла Ахундова.
«Однако на начальной стадии любой масштабный проект проходит естественную проверку на эффективность. Сейчас, когда БТК работает в тестовом режиме, грузоотправители не готовы брать на себя дополнительные риски, что влияет и на временное отсутствие спроса», – комментирует Л. Ахундова.
Несмотря на временные сложности, транспортно-экспедиционные компании Азербайджана с нетерпением ждут возможности наладить поставки по новому маршруту, отмечая его высокие перспективы для региона.
В частности, представитель железнодорожного оператора ЗАО «Азрустранс» (совместное предприятие ЗАО «Железные дороги Азербайджана» и ЗАО «Русагротранс») также сообщил о том, что в компании данный маршрут считают перспективным и планируют его освоить.
Судя по данным азербайджанских СМИ, Грузия, Турция и Азербайджан окончательно согласуют грузовое сообщение по магистрали БТК уже в апреле текущего года. По расчетам сторон, на начальном этапе грузооборот на отрезке БТК должен составить около 5 млн т в год с дальнейшим ростом до 15–17 млн т в год.