+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
15.07.2019 09:37:32
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Квантовые коммуникации: что это и зачем они РЖД?

В Кремле в присутствии президента РФ Владимира Путина состоялась церемония обмена соглашениями о намерениях, подписанными представителями правительства РФ и крупнейших организаций с государственным участием с целью развития отдельных высокотехнологичных направлений. http://kremlin.ru/events/president/news/60971
Как сообщает официальный сайт главы государства, были подписаны о намерениях между правительством и ПАО «Сбербанк» (направление «Искусственный интеллект»), ОАО «РЖД» (направление «Квантовые коммуникации»), госкорпорацией по атомной энергии «Росатом» (направления «Квантовые вычисления» и «Технологии создания новых материалов и веществ»), госкорпорацией «Ростех» (направления «Квантовые сенсоры», «Технологии распределенного реестра», «Новые поколения узкополосной беспроводной связи для интернета вещей и связи ближнего и среднего радиусов действия»), а также трехстороннее соглашение с госкорпорацией «Ростех» и ПАО «Ростелеком» по направлению «Беспроводная связь нового поколения».

Что касается РЖД, соглашение о намерениях в целях развития в РФ высокотехнологичной области квантовых коммуникаций подписали заместитель председателя правительства РФ Максим Акимов и генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров.

О чем именно это соглашение?

В самой компании отмечают, что предметом соглашения является объединение и координация совместных действий правительства и ОАО «РЖД» для ускорения технологического развития и достижения РФ позиции одного из лидеров на глобальных технологических рынках в области квантовых коммуникаций.

В частности, сообщается, что будет разработана дорожная карта развития технологической области квантовых коммуникаций. Она предусматривает формирование научно-технологической и производственной инфраструктуры, продвижение продукции мирового уровня, в том числе на базе соответствующих отечественных технологий, и подготовку квалифицированных кадров.

Что такое квантовые коммуникации и как они смогут быть применены непосредственно на объектах РЖД и в работе компании, в монополии не комментируют. Для справки: базовая IT-инфраструктура компании включает свыше 70 тыс. км магистральных волоконно-оптических линий связи.

Что такое квантовые коммуникации?

Профессор, заведующий базовой кафедрой квантовой оптики и телекоммуникаций ООО «Сконтел» Московского института электроники и математики в НИУ ВШЭ, заведующий кафедрой физики в Московском государственном педагогическом университете Григорий Гольцман отмечает: до сих пор железная дорога не была включена в эти технологии.

Он объясняет: квантовые коммуникации относятся к безопасной передаче сообщений и информации на большие расстояния.

«В процессе передачи информации, если она не закодирована достаточно глубоко, ее могут скрытно перехватить. Важный момент: посылающие и принимающие информацию должны сразу же узнать о том, что произошел перехват, тогда это неопасно. Передача зашифрованной информации – это очень старая проблема. Но квантовая защита передаваемой информации – относительно новая технология, которая развивается сейчас очень интенсивно», – говорит он.

Шифрование информации происходит с помощью секретного шифровального ключа. Если его кто-то украдет, можно будет передавать ложные сообщения.

Ключ обычно основан на математике. То есть для того, чтобы его расшифровать, необходимо произвести большое количество операций. Сейчас скорость расшифровки ключа становится все быстрее и быстрее. Информация передается большими объемами в битах. Если это квантовые технологии, то тогда это квантовый бит – кубит. Такой кубит может быть в фотонах – частицах света.

По квантовым законам, любая квантовая частица может находиться в каком-то состоянии, но если пытаться обнаружить, измерить и попытаться узнать это состояние, это неминуемо состояние изменится. И тот, кто принимает информацию, сразу узнает о том, что информацию пытались хакнуть.

Шифровальный ключ может передаваться в состоянии квантовых частиц. Эта передача в фотонах происходит со скоростью света. Соответственно, если хакер что-то пытается сделать с этой информацией, получатель узнает об этом со скоростью света.

Передача квантового ключа обычно осуществляется через оптическое волокно, которое уже проложено в большом количестве мест.

«Другой способ передачи ключа – при помощи спутника, когда из одной точки на земле на спутник идет оптический ключ, отражается от зеркала на спутнике и попадает в другую точку на земле. Другими словами, квантовый ключ передается на большое расстояние. Такая система реализована пока только в Китае. Эти шифровальные ключи, к примеру, используются для того, чтобы из одного банка в другой, расположенный далеко от первого, передать секретную информацию о финансах», – комментирует Г. Гольцман.

В разговоре о железной дороге профессор говорит о железнодорожном составе, который в этом смысле аналогичен спутнику. Состав движется, проходит мимо станции с большой скоростью, не останавливается. За это время получает квантовый ключ или много ключей – и на станции, и по дороге. Передать информацию лучом света другому потребителю. Такую технологию пока никто не сделал, но это представляется возможным, говорит он.

На вопрос, насколько эти технологии затратны, Г. Гольцман обращает внимание на то, что сейчас все находится в стадии разработки учеными-инженерами, поэтому и затраты идут только на разработки.

 
 Григорий Наумович, другими словами, с применением этих квантовых коммуникаций должна повыситься безопасность передачи информации на железной дороге?

– Да. Параллельно с развитием квантовых коммуникаций и передачей квантового ключа происходит разработка квантовых компьютеров. Тогда они будут гораздо более эффективны в расшифровке зашифрованных посланий. Это будет соревнование – между теми, кто шифрует, и теми, кто пытается скрытно получить ключи и что-то украсть.

 В планах РЖД  разработка дорожной карты развития технологической области квантовых коммуникаций. По Вашему мнению, насколько этот документ необходим?

– Я прочел за последние 15 лет несколько десятков дорожных карт в этом направлении. Но не вижу, чтобы это влияло на развитие технологий. Мне кажется, что деньги не очень следуют за дорожной картой.

 В целом как давно развиваются квантовые коммуникации?

– Бурный рост происходит последнее время. Но сама идея, наверно, появилась лет 40 назад. Но, как известно, идеи принимаются в реализацию не сразу. Поэтому первая система передачи квантового ключа была создана в США, в районе Бостона. Наша компания «Сконтел» там тоже участвовала в виде детекторов – элементной базы таких технологий. Потом такие системы были созданы в Европе, в Японии, в Китае.

А в Америке это было в 2003–2004 гг.

 Насколько Россия отстает в этой области?

– В России есть отдельные направления, которые не отстают, а опережают коллег. Почему мы принимали участие в том проекте в Америке? Компания «Сконтел», которую я основал, производит лучшие счетчики фотонов в мире. У нас их покупают на глобальном рынке. В этом отношении мы впереди. Но одной компанией не справиться. Если говорить о системах, здесь Россия отстает лет на 15.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions