+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
27.07.2021 15:40:07
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Крупное вагонное литье: спор о цене или качестве?

По оценке Минпромторга России, общий объем производства крупного вагонного литья РФ в 2019 году составлял 94 тыс. вагонокомплектов, в 2020-м – 68,4 тыс. При этом производственные мощности российских литейных заводов составляют около 100 тыс. вагонокомплектов в год. Потребность рынка в новом крупном вагонном литье в РФ в текущем году оценивается в диапазоне от 55 до 60 тыс. В настоящее время на рынке наблюдается профицит запчастей крупного вагонного литья (боковых рам и надрессорных балок).
Потребный рост

Дефицит нового крупного вагонного литья в 2018–2019 гг. привел к массовому переходу на б/у КВЛ. Его стоимость при сохранении своих потребительских качеств в среднем на 20% ниже, чем нового. В связи с отсутствием спроса, отмечает генеральный директор АО «ТД РЖД» Оксана Кузьмичева, стоимость боковой рамы (1–5 лет) на вторичном рынке комплектующих для грузовых вагонов снизилась на 31% к уровню начала года, балки надрессорной (1–5 лет) – на 32,35%.

В России производителями крупного вагонного литья сейчас являются шесть заводов: АО «НПК «Уралвагонзавод», АО «Алтайвагон», ООО «Промтрактор-Промлит», ООО «ВКМ-Сталь», АО «ПО «Бежицкая сталь», АО «Балаково-Центролит». В совокупности эти пред­приятия, по данным Ассоциации операторов железно­дорожного подвижного состава (А ОЖдПС), ежегодно выпускают 470 тыс. боковых рам и надрессорных балок. Кроме того, из-под исключенных вагонов в результате разделки образуется не менее 60 тыс. деталей, годных для дальнейшей эксплуатации.

По итогам I квартала 2021-го наблюдается почти двукратный рост потребности в деталях крупного вагонного литья на рынке к аналогичному периоду прошлого года.

При этом численность общего парка грузовых вагонов в конце апреля в годовой динамике снизилась на 1,4%, до 1 011 101 ед. Примерно 85,6% составляют вагоны типовой конструкции, 14,4% – инновационные.

Спор о качестве

Сегодня вопрос качественной конкуренции нового литья с литьем, бывшим в употреблении, напрямую не стоит: и новая, и отремонтированная продукция может иметь разную стоимость, но ее качество должно соответствовать требованиям технического регламента на всем жизненном цикле.

В настоящее время, по данным А ОЖдПС, боковые рамы и надрессорные балки (как новые, так и бывшие в употреблении) есть в каждом вагоно­ремонтном депо. Кроме того, на рынке много предложений от различных компаний о продаже КВЛ. Новые боковые рамы и надрессорные балки любая операторская компания может приобрести напрямую у завода-изготовителя. При этом небольшие партии отгружаются заводами в течение нескольких дней после предварительной оплаты. Повагонные партии отгружаются заводами в течение 3–4 недель. Цены на эти детали снижаются, и сейчас можно купить новую боковую раму за 70 тыс. руб., а год назад такая деталь стоила 100 тыс. руб. и более.

«Да, на рынке ремонта еще сохраняется дефицит как на колесные пары б/у, так и на оси б/у типа РУ-1Ш для колесных пар, но зато рынок насыщается новыми колесными парами с новыми дисками и новыми осями. Цена на колесные пары тоже снижается: колесную пару СОНК (старая ось, новое колесо с осью исполнителя) сейчас можно купить за 150 тыс. руб., а год назад она стоила 220 тыс. руб., то есть на 30% дороже», – говорит председатель А ОЖдПС Андрей Соболев.

Говоря о цене, отдельные участники рынка отмечают, что стоимость восстановленного КВЛ эквивалентна цене на новую продукцию, так как включает в себя расходы ремонтных предприятий на резку вагонов, заварку, закалку с последующей механообработкой. «Разница в качестве более ощутима: остаточный ресурс восстановленных компонентов не отвечает в полной мере стандартам безопасности и поэтому не может конкурировать с новыми компонентами по технико-экономическим параметрам», – говорит директор по компонентному бизнесу «РМ Рейл» Владимир Парамонов.

А ОЖдПС провела анализ списания крупного вагонного литья. Но если списание боковых рам и надрессорных балок можно достаточно точно спрогнозировать на горизонте 5 лет и более, то, что касается колесных пар, здесь в ассоциации не видят смысла строить прогнозы далее 3 лет, так как их результат с каждым последующим годом будет все менее объективным.

Планы в цифрах

Профицит КВЛ на рынке в ближайшие 3 года предсказывался еще в конце 2019 года. Из-за снижения объемов выпуска новых грузовых вагонов, повышения качества производства деталей литья и появления в последние годы новых производителей предложение на рынке будет превышать спрос. И в итоге профицит боковых рам и надрессорных балок приведет к падению цен как на эти детали, так и на капитальный ремонт вагонов.

Кроме того, повышение качества изготовления КВЛ производителями в последние 5 лет снижает процент его браковки по техническому состоянию. Свою роль в профицит вкладывает и активное изъятие с рынка дефектных и потенциально дефектных изделий в период с 2012 по 2017 год, а также появление с 2010 по 2015 год новых производителей литья: компаний «Алтайвагон», «ВКМ-Сталь», «Балаково-Центролит».

Нынешней зимой А ОЖдПС прогнозировала, что начиная с 2022 года внутри России будет резко снижена потребность в деталях крупного вагонного литья со стороны операторских компаний по части ремонта. «Мы видим, что на рынок ремонта ежегодно будет поступать около 400 тыс. ед. боковых рам и надрессорных балок, это превышает потребность ремонта на 170% в этом году и на 340% в 2022-м, и с каждым годом до 2025-го профицит литья будет только увеличиваться», – прогнозирует А. Соболев.

По прогнозу А ОЖдПС, если заводы-изготовители боковых рам и надрессорных балок не будут искусственно занижать выпуск своей продукции, то уже в 2021 году на рынке ремонта создастся профицит крупного вагонного литья и в течение 5 лет ситуация на рынке КВЛ кардинально не изменится. Можно предположить, что из-за большой конкуренции на рынке возможен уход отдельных игроков в результате частичной или даже полной консервации предприятий.

Подробнее читайте в свежем выпуске журнала.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions