Например, транзит груза по маршруту Китай – Европа – Китай через Монголию, запущенному компанией «Евросиб СПб – транспортные системы» в середине 2015 года, превзошел все ожидания. Только за январь – сентябрь 2017-го организовано 97 рейсов, что уже превышает общий итог 2016 года (83 рейса). Появляются также новые маршруты через Казахстан. Так, в мае текущего года в первый рейс отправился контейнерный поезд из 52 40-футовых контейнеров в составе мультимодальной перевозки по маршруту Дуйсбург – Роттердам – Рига – Посинь – Илецк-1 – Достык/Алашанькоу – Кашгар с оборудованием для текстильной промышленности. Не только расширяются возможности географии, но и формируются маршруты, рассчитанные на новые номенклатуры. Например, АО «РЖД Логистика» (РЖДЛ) организует регулярные еженедельные экспортные отправки из России в Китай за 12–14 суток. Сервис реализуется в сотрудничестве с Российским экспортным центром (РЭЦ) при поддержке ПАО «ТрансКонтейнер», ОАО «РЖД» и терминала Freight Village Ru (Ворсино, Калужская область). Доставка осуществляется в Далянь (через Россию) и Чэнду (через Монголию). Сервис железнодорожного несырьевого экспорта признан лучшим логистическим проектом 2017 года. Как рассказали в РЭЦ, из основных товаров, которые отправляются в контейнерах, можно выделить муку, металлоконструкции, бытовую химию, пластиковые трубы, стеклоткань. Как отметили в центре, несырьевой неэнергетический экспорт России в январе – июне 2017 года составил $57,2 млрд (34,2% от общего объема). По сравнению с аналогичным периодом 2016-го он увеличился на $9 млрд, или 18,7%. Рост обеспечен в первую очередь благодаря повышению мировых цен, а также расширению физических объемов поставок и экспортной номенклатуры.
Однако не только Китай является партнером РФ. Как рассказали в РЖДЛ, компания активно налаживает сотрудничество с Японией и Вьетнамом. Для Страны восходящего солнца оператор предлагает сервис одного окна, в рамках которого товары японских компаний отправляются через порты Дальнего Востока по Транссибу в Центральную Россию и Европу.
«За 2016 год Япония экспортировала в РФ товаров на $6,67 млрд (около 900 тыс. т), а в страны ЕС – в 10 раз больше (на $69 млрд, то есть около 9 млн т). Подавляющий объем грузов доставляется морским и авиатранспортом. Сложно сейчас делать какие-то прогнозы. Но если смотреть на пример Китая, то мы видим, что на железную дорогу перешло около 1% всего транзита. Придерживаясь этой логики, можно сказать, что каждый 1% грузов, следующих из Японии в Европу, переключенный на транзитные маршруты через Россию, может дать железной дороге до 80–100 тыс. т грузов дополнительно. А с учетом того, что большая их часть – это товары с высокой добавленной стоимостью, у экспортеров есть основания ставить сроки доставки в приоритет перед ее ценой. К тому же новый сервис обеспечивает ускоренную доставку по понятному маршруту, что позволит японским экспортерам подключить новые направления и новые товары для экспорта (например, пищевые). В итоге, по прогнозам экспертов, это даст толчок к росту товарооборота в целом», – отмечают в РЖДЛ.
И самый свежий проект компания представила в декабре на российско-вьетнамской ЭКСПО в Ханое. Это новый перспективный сервис железнодорожной доставки грузов из Вьетнама через Китай в РФ и Европу и обратно.
По мнению первого вице-президента Российского союза инженеров Ивана Андриевского, сегодня нужно использовать те сервисы, которые увеличивают общий объем транзита, и неважно, старые они или новые. «Комплексный подход видится наиболее разумным решением. Тем более что на рост транзита ключевое влияние оказывает снятие инфраструктурных ограничений, увеличение доли контейнерных перевозок, снижение дисбаланса по экспорту/импорту, внедрение скоростных вагонов-платформ, а также упрощение таможенных процедур», – подчеркнул он.
Эксперты отмечают, что пока российский потенциал по транзитным перевозкам имеет крайне низкую реализацию. Новые удобные сервисы, уменьшение сроков доставки, а также повышение качества обслуживания – все это уже привело к росту транзитного грузопотока, но он может быть гораздо большим. «Необходимо снизить железнодорожные тарифы на доставку, а также добиться выравнивания тарифа на рефрижераторные перевозки с тарифами на перевозки в универсальных контейнерах для обеспечения притока потенциального объема экспортных грузов. Отдельно нужно проработать вопрос о создании благоприятных тарифных условий для перевозок пищевой и другой продукции в КНР», – комментирует управляющий директор Российского экспортного центра по международному продвижению торговли Михаил Мамонов.
Однако на сегодняшний момент уже многое сделано и новые сервисы качественно меняют отрасль.