+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
25.12.2017 15:18:14
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Контейнерный сервис в угоду транзиту

Уходящий год не только ознаменовался рекордным ростом транзитного железнодорожного контейнеропотока, но и принес качественные изменения в отрасль. На рынке появились новые, соответствующие запросам грузоотправителей сервисы. Какие грузы благодаря этому теперь тяготеют к железной дороге и как меняются подходы операторов?
По словам аналитика АО «Газпромбанк» Кирилла Никоды, рост транзита обусловлен тремя главными факторами. «Во-первых, в 2017 году произошло увеличение мировой торговли (больше чем на 3% к уровню 2016 г.). Во-вторых, рост экономики Китая вместо прогнозируемых 6,5% в этом году составит 6,8%, что положительно сказывается на спросе на перевозки Китай – Европа – Америка. В-третьих, происходит восстановление экономики России в пределах 2%. Рост инвестиционного спроса и усилия игроков рынка по привлечению грузов повышают конкурентоспособность транзитных маршрутов, в том числе с учетом девальвационного эффекта. Кроме того, увеличению объема транзита способствует и оживление товарооборота между Россией и Китаем, который по итогам января – ноября 2017 года превысил показатели 2016-го на 21,8%, тогда как в прошлом году рост был всего 2,2%, а в 2015-м вообще наблюдалась отрицательная динамика», – подчеркнул эксперт.

Например, транзит груза по маршруту Китай – Европа – Китай через Монголию, запущенному компанией «Евросиб СПб – транспортные системы» в середине 2015 года, превзошел все ожидания. Только за январь – сентябрь 2017-го организовано 97 рейсов, что уже превышает общий итог 2016 года (83 рейса). Появляются также новые маршруты через Казахстан. Так, в мае текущего года в первый рейс отправился контейнерный поезд из 52 40-футовых контейнеров в составе мультимодальной перевозки по маршруту Дуйсбург – Роттердам – Рига – Посинь – Илецк-1 – Достык/Алашанькоу – Кашгар с оборудованием для текстильной промышленности. Не только расширяются возможности географии, но и формируются маршруты, рассчитанные на новые номенклатуры. Например, АО «РЖД Логистика» (РЖДЛ) организует регулярные еженедельные экспортные отправки из России в Китай за 12–14 суток. Сервис реализуется в сотрудничестве с Российским экспортным центром (РЭЦ) при поддержке ПАО «ТрансКонтейнер», ОАО «РЖД» и терминала Freight Village Ru (Ворсино, Калужская область). Доставка осуществляется в Далянь (через Россию) и Чэнду (через Монголию). Сервис железнодорожного несырьевого экспорта признан лучшим логистическим проектом 2017 года. Как рассказали в РЭЦ, из основных товаров, которые отправляются в контейнерах, можно выделить муку, металлоконструкции, бытовую химию, пластиковые трубы, стеклоткань. Как отметили в центре, несырьевой неэнергетический экспорт России в январе – июне 2017 года составил $57,2 млрд (34,2% от общего объема). По сравнению с аналогичным периодом 2016-го он увеличился на $9 млрд, или 18,7%. Рост обеспечен в первую очередь благодаря повышению мировых цен, а также расширению физических объемов поставок и экспортной номенклатуры.

Однако не только Китай является партнером РФ. Как рассказали в РЖДЛ, компания активно налаживает сотрудничество с Японией и Вьетнамом. Для Страны восходящего солнца оператор предлагает сервис одного окна, в рамках которого товары японских компаний отправляются через порты Дальнего Востока по Транссибу в Центральную Россию и Европу.

«За 2016 год Япония экспортировала в РФ товаров на $6,67 млрд (около 900 тыс. т), а в страны ЕС – в 10 раз больше (на $69 млрд, то есть около 9 млн т). Подавляющий объем грузов доставляется морским и авиатранспортом. Сложно сейчас делать какие-то прогнозы. Но если смотреть на пример Китая, то мы видим, что на железную дорогу перешло около 1% всего транзита. Придерживаясь этой логики, можно сказать, что каждый 1% грузов, следующих из Японии в Европу, переключенный на транзитные маршруты через Россию, может дать железной дороге до 80–100 тыс. т грузов дополнительно. А с учетом того, что большая их часть – это товары с высокой добавленной стоимостью, у экспортеров есть основания ставить сроки доставки в приоритет перед ее ценой. К тому же новый сервис обеспечивает ускоренную доставку по понятному маршруту, что позволит японским экспортерам подключить новые направления и новые товары для экспорта (например, пищевые). В итоге, по прогнозам экспертов, это даст толчок к росту товарооборота в целом», – отмечают в РЖДЛ.

И самый свежий проект компания представила в декабре на российско-вьетнамской ЭКСПО в Ханое. Это новый перспективный сервис железнодорожной доставки грузов из Вьетнама через Китай в РФ и Европу и обратно.

По мнению первого вице-президента Российского союза инженеров Ивана Андриевского, сегодня нужно использовать те сервисы, которые увеличивают общий объем транзита, и неважно, старые они или новые. «Комплексный подход видится наиболее разумным решением. Тем более что на рост транзита ключевое влияние оказывает снятие инфраструктурных ограничений, увеличение доли контейнерных перевозок, снижение дисбаланса по экспорту/импорту, внедрение скоростных вагонов-платформ, а также упрощение таможенных процедур», – подчеркнул он.

Эксперты отмечают, что пока российский потенциал по транзитным перевозкам имеет крайне низкую реализацию. Новые удобные сервисы, уменьшение сроков доставки, а также повышение качества обслуживания – все это уже привело к росту транзитного грузопотока, но он может быть гораздо большим. «Необходимо снизить железнодорожные тарифы на доставку, а также добиться выравнивания тарифа на рефрижераторные перевозки с тарифами на перевозки в универсальных контейнерах для обеспечения притока потенциального объема экспортных грузов. Отдельно нужно проработать вопрос о создании благоприятных тарифных условий для перевозок пищевой и другой продукции в КНР», – комментирует управляющий директор Российского экспортного центра по международному продвижению торговли Михаил Мамонов.

Однако на сегодняшний момент уже многое сделано и новые сервисы качественно меняют отрасль.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions