Правда, данное поручение появилось, когда мировая цена на нефть Brent колебалась в диапазоне от $20 до $25, но сейчас она поднялась до $39. Такой уровень уже не выглядит критичным для экспортера. А ведь просьба была о приведении ставки РЖД в соответствие в связи с падением цены на нефть.
«Самый тяжелый период, связанный с падением цены на нефть ниже $16 [в апреле 2020 года], вероятно, миновал. При цене на нефть на уровне $30 за баррель все крупные нефтяные компании должны чувствовать себя довольно уверенно в условиях действующих тарифов на транспортировку топлива», – отметил старший директор группы по природным ресурсам и сырьевым товарам рейтингового агентства Fitch Дмитрий Маринченко.
Бензин на бирже подскочил в цене
Причем внутренние цены на топливо нефтяники, в свою очередь, не привели в соответствие с мировыми. Более того, в мае стоимость АИ-92 на крупнейшей товарной бирже СПбМТСБ выросла более чем на 20%, а АИ-95 – на 30%. И это произошло потому, что НПЗ в мае заметно снизили производство.
«Конечно, по биржевым ценам покупают топливо в основном независимые продавцы, удельный вес таких поставок составляет примерно 10%. Основная доля бензина, понятно, поступает в сети собственных заправок крупных добывающих и перерабатывающих нефтяных компаний. Поэтому биржевые оптовые цены ограниченно воздействуют на розницу», – отметил главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман. Тем не менее в июне и розничная стоимость бензина поползла вверх (+0,7% к маю). А в июле ожидается новый виток цен.
Между прочим, затраты на топливо составляют значительную долю расходов ОАО «РЖД». И если нефтяники хотят скидки на железнодорожный тариф, то не мешало бы привести в соответствие и другие составляющие в уравнении. А это еще и затраты железнодорожного перевозчика на акцизы в цене топлива. И они, по данным маркетологов ОАО «РЖД», с 2010 года выросли в 7 раз. Однако это не помешало нефтяникам попросить вернуть ставку перевозчика на уровень декабря 2008-го, иными словами, в 2–2,5 раза ниже нынешнего уровня.
Нефтяники в ожидании скидок на ж/д перевозки
«Транспортировка нефти и нефтепродуктов составляет очень существенную часть доходов ОАО «РЖД» от грузовых перевозок. Предлагаемые меры приведут к потерям в доходах холдинга, а также создадут риски невыполнения параметров ее финансового плана и инвестиционной программы», – отметил представитель Минтранса. В связи с этим в министерстве полагают, что в таком случае потребуется определить источники компенсации потерь в доходах перевозчика.
Кроме того, ранее против предоставления понижающего коэффициента к действующим тарифам разд. 2 Прейскуранта № 10-01 на железнодорожные перевозки в рамках ценовых коридоров уже выступили Минэнерго и ФАС. Первое подготовило отрицательное заключение, поскольку считает необходимым сохранить инвестпрограмму ОАО «РЖД». А если посмотреть на вопрос с антимонопольной точки зрения, то и другие экспортеры вправе претендовать на скидки. Угольщики, например.
При просьбе скидок подчеркивалось, что расходы на транспорт у нефтяников в мае 2020 года составляли 32% от стоимости самой нефти. И это было чувствительно для нефтяников. Однако в цене угля доля транспортной составляющей еще выше. По оценкам участников рынка, она составляет 50–60%.
Угольщики имеют, стало быть, не меньше основания просить скидки в больших размерах, чем имеют сейчас на отдельных направлениях. Но тогда, опять-таки, встает тот же вопрос об источниках компенсации ОАО «РЖД».
Отметим, что, по оценкам экспертов, доходы железнодорожного холдинга от основной деятельности за 5 месяцев текущего года сократились до 744 млрд руб. Это на 3% меньше, чем за аналогичный период 2019-го.
Почем будем грузить?
Все эти нюансы следует учесть. Очевидно, в отношении ОАО «РЖД» следует искать решение, в котором интересы всех участников рынка будут сбалансированы.
Вероятнее всего, нефтяники вправе претендовать на скидки к тарифу. Ведь погрузка нефтегрузов в мае 2020 года снизилась до 16,1 млн т, что на 8,3% меньше, чем за аналогичный период 2019-го.
Однако следует принять во внимание: прежде всего, нефтяники сетовали на свою тяжкую долю как экспортера. А вывоз нефтегрузов за рубеж в мае по железным дорогам в целом вырос до 7,6 млн т (+7,8% соответственно). Иными словами, экспортеры увеличили отправки за границу данной номенклатуры, несмотря на все действовавшие ограничения, введенные в период борьбы с пандемией коронавируса.
Основное падение погрузки было зафиксировано на внутренних направлениях, что в общем-то неудивительно при высоких ценах на топливо на российском рынке. В мае они оказались выше мировых, что спровоцировало ввоз топлива из-за рубежа. Сейчас положение дел несколько изменилось: мировые цены поднялись, но поскольку НПЗ по ряду причин заметно сбавили обороты, то внутри РФ образовался период дефицита топлива (на что, собственно, указывают биржевые торги).
Тут, стало быть, дело не в железнодорожных скидках, а в нехватке физических объемов, которые должны быть предъявлены к перевозке. Если нефтяники придерживают свою продукцию для отправки внутренним потребителям, то прежде, чем давать понижающие коэффициенты к действующим железнодорожным тарифам, следовало бы разобраться, что, собственно говоря, происходит на отечественном рынке. А потом уже решать, какие направления перевозок по сети РЖД целесообразно стимулировать, кого и как следует поддерживать. По идее, необходимо поддерживать российскую экономику в целом. Из этого и следует исходить.
Многие эксперты сходятся во мнении, что будет принято решение о дальнейшем мониторинге ситуации и рекомендациям для ОАО «РЖД» предоставить скидки на перевозки нефтепродуктов исходя из сложившихся направлений перевозок. Но, скорее всего, их объем окажется не столь значительным, который запрашивался нефтяниками. Окончательный вердикт ожидается сегодня.