+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
26.05.2022 08:59:35
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Кому нужен российский металл и кому его продадут

Вырастет ли потребление черных металлов в России? И как их покупки следует стимулировать? В ближайшее время на эти вопросы предполагалось дать ответ до наступления лета. Однако до указанного правительством срока остается неделя. А сдвигов на эту тему так и не заметно.
Правительству РФ в рамках внесения поправок в стратегию развития металлургической промышленности до 1 июня 2022 года предстоит уточнить направления экспорта продукции, необходимой для этой отрасли, и меры по опережающему развитию транспортной инфраструктуры, используемой для этого.
Кроме того, поставлена задача, с одной стороны, обеспечить увеличение потребления отечественной металлопродукции на внутреннем рынке, а с другой – добиться снижения цен на нее.

Предложено рассмотреть ряд мер. В том числе за счет оптимизации налоговой нагрузки на отечественные предприятия металлургической и угольной промышленности, а также изменения тарифов ОАО «РЖД» и на электроэнергию.

Правда, последние две меры предусмотрены с учетом необходимости обеспечения баланса интересов инфраструктурных компаний и металлургических предприятий.

Противоречивые установки

Как отметили участники рынка, сами по себе данные установки в перечне поручений по итогам совещания по вопросам развития металлургического комплекса (утв. президентом РФ 18 мая 2022 г., № Пр-861) содержат противоречивые установки. Соответственно содержат предмет для дискуссий.
Но чем ближе срок для отчетов, тем все менее понятно, каким именно образом должен в итоге сложиться указанный баланс интересов. Особенно если смотреть на него с точки зрения источников финансирования.

Итак, если на металлургию и угольную отрасль с конца 2021 года до февраля 2022-го смотрели как на возможного донора для развития инфраструктурных проектов, то теперь, как выяснилось, изъятие средств у них стало затруднительным.

Вот, например, ПАО «Северсталь» 20 мая текущего года заявило, что не будет выплачивать дивиденды за IV квартал 2021-го. С их слов можно понять, что средств для развития металлургам уже не хватает. Итак, отчего же так случилось?

Стальная весна для экспорта

Прежде всего не стоит забывать, что в конце прошлого года в экономике стран Запада наметились признаки рецессии. Они появились, напомним, на фоне явлений борьбы с пандемией.

Под влиянием санкций, принятых против РФ, рецессия не только усилилась, но и приобрела малоуправляемый характер из-за слома сложившихся цепочек поставок и увеличения дальности перевозок грузов. Все это продолжает раскручивать маховик инфляции, что в итоге грозит перерастанием в мировой кризис.
Поэтому неудивительно, что всплеск глобального потребления черных металлов оказался кратковременным. В мае, как сообщило аналитическое агентство MEPS International Ltd., европейские цены на сталь упали из-за снижения спроса.

Разогрев европейских цен на сталь, поначалу вызванный надеждами на то, что российско-украинский конфликт подтолкнет производство военной техники, сменился охлаждением на фоне последних известий. Как выяснилось, предприятия стран Запада ранее оптимизировали свои мощности. Закупки были мелкосерийными. И теперь наладить дополнительный объем выпуска каких-либо металлоемких средств вооружений затруднительно.

В итоге запасы черных металлов по всей цепочке поставок в ЕС оказались заполнены из-за первоначальных непропорциональных закупок. Кроме того, с Украины стало сложно вывозить дешевое сырье для переплавки в дорогостоящие металлоизделия на заводах ЕС.

Апперкот по рынку нанесли и ковидные карантины в Китае. Они привели едва ли не к приостановке производства стали. Как следствие – появился разрыв между ценами на мировом рынке на готовые металлоизделия и внутренними затратами в ЕС на закупку сырья.

Закупать готовую продукцию, по крайней мере из базовых сортов стали, стало значительно выгоднее по импорту, чем выпускать в ЕС. Между тем выросла и транспортная составляющая. В итоге это привело к снижению потребления в европейской стройиндустрии.

Как отметили металлотрейдеры, с апреля на рынке наблюдалось затишье, поскольку покупатели откладывали размещение заказов. Соответственно цены на рулоны, лист и профили стали снижаться. Первыми этот тренд испытали в Испании и Франции, а затем он проявился и в других странах ЕС.

С других рынков также приходят неутешительные известия. Во-первых, ожидается, что восстановление спроса на сталь в Китае будет медленным, – к такому выводу пришли аналитики агентства Platts. Во-вторых, в ряде других стран АТС заметно охлаждение закупок.

Российским металлургам в такой обстановке крайне сложно определиться с поставками. И погрузка на экспорт черных металлов на РЖД в апреле текущего года сократилась на 6,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (исключение составил только вывоз за рубеж металлоконструкций, который не составляет больших объемов, но в апреле, тем не менее, увеличился в 2,7 раза).

Внутренний рынок на пороге лета

Тем не менее в апреле 2022 года железнодорожные отправки в целом по РФ увеличились на 3,7%. И достигнуто это было за счет внутреннего потребления. Свой вклад внесли предприятия оборонного комплекса.

Однако следует отметить, что в гражданском секторе многие металлоемкие производства сократили выпуск продукции из-за сжатия спроса, а также из-за перестройки логистики поставок комплектующих.

В частности, в апреле практически прекратился завоз по РЖД черных металлов на АО «АвтоВАЗ». Поставки стального проката и чугуна сократились в 33 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Другая причина снижения продаж, по данным металлотрейдеров, – рост внутренних цен на металлы. Поэтому вопрос о снижении их стоимости был поднят не случайно. «Цены должны быть опущены», – считает заместитель министра промышленности и торговли России Виктор Евтухов.

По его данным, сейчас себестоимость производства горячекатаного проката – 45 тыс. руб./т, а в продажу он идет по 72 тыс. руб./т. В связи с этим поступило предложение регулировать уровень наценки. В. Евтухов полагает, что этот показатель не должен превышать 25%.

Однако сейчас внутренние цены из-за снижения спроса во многих секторах российской экономики ушли вниз. А по некоторым изделиям (например, строительной арматуре) вернулись на уровень конца 2020 года, отметил исполнительный директор департамента рынка капиталов компании «Универ Капитал» Артем Тузов.

При этом металлурги говорят о необходимости реализации ряда крупных проектов, включая программы по импортозамещению. А затраты на них возросли. На это, в частности, указали респонденты в рамках Индекса качества услуг на железнодорожном транспорте.

Кроме того, металлурги сетовали на высокие тарифы РЖД. В свою очередь, перевозчик предлагал заставить отправителей черных металлов еще больше раскошелиться. И за счет этого в том числе скомпенсировать выпадающие доходы у железнодорожного холдинга.

Следует заметить, что при этом обрабатывающие предприятия настаивали на установлении фиксированных цен на металлы внутри страны в обмен на рост объемов их закупок. Эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Дмитрий Пучкарев в связи с этим сообщил, что, судя по принимаемым в последнее решениям, государство уже ввело ряд механизмов, которые обычно входят в палитру госрегулирования цен.

Кому денег дать, а у кого – отнять?

Можно было бы отменить акциз на сталь в 2022 году, заменивший действовавшие ранее экспортные пошлины. Вот только Минфин России не поддержал такую идею металлургов, поскольку это приведет к выпадающим доходам консолидированного бюджета РФ в годовом исчислении на 74,2 млрд руб.

Из Минпромторга России поступило предложение хотя бы смягчить налоговое бремя металлургов, отвязав от валютного курса уплату НДПИ на коксующийся уголь и железорудное сырье, а также акциза на сталь. Но и оно не нашло поддержки, хотя и сопровождалось компенсационной для пополнения бюджета мерой – повышением ставки вывозной таможенной пошлины на лом черных металлов с €100 до €290 за 1 т.

Правда, эту меру сочли недостаточно эффективной, поскольку она предполагала исключить вывоз не востребованного на внутреннем рынке лома в зоне ЕАЭС. Однако возникли опасения, что такой вариант содержал риски реэкспорта.

Есть и еще деликатный нюанс: если все-таки государство решит смягчить налоговое бремя на металлургов, то насколько подобную политику удастся увязать с ростом других расходов? Скажем, металлотрейдеры весной распродавали зимние запасы с минимальными наценками. Сейчас у них идет обновление запасов. В сложившейся ситуации продолжать в том же духе они уже долго не смогут. А чтобы у них не появились дополнительные накрутки, их аппетиты тоже каким-то образом необходимо сдерживать.
Кроме того, если придется замораживать цены, то нелогично допустить рост тарифов у РЖД и энергетиков. Но тогда и у тех и у других возникнет потребность в дополнительной господдержке.

Картина маслом: витязь на распутье

По-видимому, поэтому в правительстве в итоге склонятся к несколько другому варианту, который предполагает поддержку не столько отдельных сегментов рынка, сколько потребительской способности на металлоизделия внутри РФ. Впрочем, пока планы и на данную тему тоже представляются неопределенными.

Ведь крупных металлоемких проектов заявлено немного. Наиболее реальным выглядит только строительство газопровода из России в Китай «Сила Сибири – 2».

А ряд других программ пока больше похожи на декларации о намерениях. Среди них – очередная попытка реанимировать создание Северного широтного хода, для которого потребуются новые рельсы и металлоконструкции.

Определенные надежды возлагаются на развитие машиностроения и стройиндустрии. Ранее в них потребляли в год соответственно около 13 млн и 29 млн т черных металлов. За счет чего удастся расширить заказы, пока продолжается спецоперация на Украине, можно только догадываться. Но уточнений от правительства на эту тему нет.
Поэтому, как отметили эксперты, сейчас крайне сложно не только говорить о том, как будет развиваться отрасль, но и прогнозировать, какой сложится погрузка черных металлов на сети РЖД. Продолжит ли в дальнейшем сжиматься их экспорт? Или российская продукция найдет новые рынки сбыта? Сохранится ли прирост перевозок металлов во внутреннем сообщении – хотя бы на том уровне, как это произошло в апреле и складывается по итогам мая? Или российские потребители на короткой волне удовлетворят отложенный спрос, пополнят склады, а летом на рынке наступит затишье?
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions