Хотя приоритет предприятий непрерывного цикла уже прописан в ПНД, отсутствие точного списка компаний и статуса импортного сырья мешало гарантировать ритмичность поставок в адрес организаций. Следовательно, продукция таких компаний отправлялись на общих основаниях в порядке других очередей ПНД.
В конце мая правительство сформировало список предприятий непрерывного цикла, которые получат повышенный приоритет на сети ОАО «РЖД». В него включили 166 организаций металлургического, химического и нефтегазового секторов. В числе таких предприятий, например, «Северсталь», НЛМК, ММК, «ФосАгро», «Роснефть», «Газпром нефть», «ЛУКОЙЛ», «Русал» и прочие.
В основе нового дополнения (по импортному сырью) лежит экономическая необходимость обеспечения непрерывности технологических процессов: простой оборудования из‑за нехватки сырья может привести к значительным потерям. Особенно рискованна ситуация для тех, кто не способен в моменте заменить импорт: алюминиевая отрасль (глинозем), черная металлургия (ферросплавы), химический сектор (титан, литий и др.). В условиях роста внешнего спроса, непредсказуемых ситуаций или санкций сбои в логистике вполне возможны.
«Компания «Русал» активно инициировала дополнение ПНД. Ее зависимость от импорта глинозема – порядка 3 млн т на $2,16 млрд в 2024 году – делает стабильность доставки ключевым союзником в достижении производственных целей. Черная металлургия, хотя она и менее импортозависима, также выигрывает от введения «страхующего пояса» при полной загрузке логистических коридоров», – объяснил РЖД-Партнеру советник гендиректора ЮКЖД по стратегическому развитию Алексей Лерон.
Дискриминация по недискриминации?
Конечно, при таком ранжировании выигрывают крупные импортоориентированные предприятия непрерывного цикла, а проигрывают другие грузоотправители, особенно в дефицитных коридорах – малые и средние бизнесы, экспортеры и производственные потребители, не включенные в перечень.
«Возникает перекос в интересах между импортным сырьем и другими категориями грузов (продовольствие, экспорт, строительные материалы). Уже сегодня контейнерные перевозки испытывают задержки из‑за приоритетов срочных грузов. Усиливается конкуренция за инфраструктурные ресурсы. Введение очереди «е1» может спровоцировать поток юридических претензий от других отраслей, не попавших в перечень. Существует и регуляторная сложность: включение в ПНД требует тщательной проработки и поддержки прозрачности процессов, иначе высок риск обвинений в дискриминации», – подчеркивает А. Лерон.
В этой связи возникают серьезные риски. Во-первых, рынок может (и будет стараться) адаптироваться, а РЖД столкнутся с проблемами: будет спровоцирован рост ставок на альтернативных маршрутах, перевозки переориентируются на ж/д через Китай или автомобильную доставку. Во-вторых, может произойти локальное перекрытие импортозамещения: если прогресс в локализации ускорится, мера станет избыточной и создаст конкурентные перекосы. В-третьих, становится сильнее уязвимость к геополитическим рискам: удар по цепочкам импорта может сделать приоритет бессмысленным.
Баланс интересов
«Проект – сбалансированное и своевременное решение, адекватное нынешним экономическим вызовам. Он обеспечивает минимальные гарантии для критически зависимых отраслей, снижает риск сбоев и обосновывает гибкость нормативной среды. Однако его эффективность будет напрямую зависеть от продуманности внедрения, качества системы контроля, отслеживания и корректировки списка компаний и сырья», – добавил А. Лерон.
Российским железным дорогам инициатива принесет выгоду в виде прогнозируемости загрузки сети, что особенно важно по лимитирующим направлениям, считает эксперт. Но монополия также получает дополнительную административную нагрузку и риски ускоренного роста конфликтов. Те, чьи грузы выпадут из приоритетной зоны – контейнерные операторы, аграрии, строительный сектор, малые перевозчики, – нуждаются в компенсационных механизмах или гарантированных долях доступа, чтобы обеспечить баланс интересов в транспортной экосистеме.