Железнодорожное сообщение между Китаем и Европой начало работать в 2013 году в рамках реализации инициативы «Один пояс – один путь». К 2024 году количество рейсов в год достигло 19 000 – это в 10,4 раза больше, чем в 2016-м, когда их было 1702. Среднегодовой темп прироста составил 35%. Эта логистическая услуга зарекомендовала себя как важный элемент глобальной транспортной системы.
Теоретически время, необходимое для обработки каждых 10 000 рейсов, сократилось с 90 до примерно 6 месяцев, что указывает на значительный рост пропускной способности и эффективности. В настоящее время по маршруту Китай – Европа грузовые поезда отправляются приблизительно каждые полчаса, что говорит об улучшении всей логистической и организационной инфраструктуры.
Китай выстроил масштабную систему железнодорожных маршрутов: внутри страны работают три коридора – западный, центральный и восточный, а на международном уровне – северный, центральный и южный. Сегодня 128 городов Китая имеют прямые железнодорожные связи с 229 городами в 26 странах Европы, а также более чем со 100 населенными пунктами в 11 странах Азии.
Инфраструктура на границе Китая также подверглась масштабной модернизации. В частности, была увеличена пропускная способность пяти ключевых пограничных пунктов: Алашанькоу, Хоргоса, Эренхота, Маньчжурии и Суйфэньхэ. Дополнительно построен новый железнодорожный порт Тунцзян-Северный. Сейчас эти 6 сухих портов способны обеспечивать до 184 отправлений и прибытия поездов в сутки – это на 45% выше показателя 2016 года.
Одной из проблем долгое время оставалось таможенное оформление. Для ее решения был внедрен цифровой портовый механизм, позволяющий предварительно обрабатывать документацию на основании информации об отправке. Также была введена система экспресс-очистки, ускоряющая процесс.
«Благодаря этой ускоренной системе таможенного оформления компаниям больше не нужно заполнять таможенные декларации о перемещении, освобождении от ответственности или сверке», – пояснил Ван Шэньюань, генеральный директор торговой компании в Уланкабе. «Система позволяет обмениваться данными между таможнями, железными дорогами и логистическими операторами. В результате время оформления сократилось с половины дня до менее чем 30 минут, а в некоторых случаях – всего на несколько минут», – отметил В. Шэньюань.
Мультимодальные решения
На сегодняшний день железнодорожный маршрут Китай – Европа трансформировался в полноценный мультимодальный логистический коридор, связанный с международными морскими портами и речной системой Янцзы, а также с Новым международным торговым коридором «Суша-море».
10 мая 2025 года интермодальный поезд «Суша-море», перевозивший телевизоры, произведенные в Индонезии (Джакарта), вышел из Циньчжоу (Гуанси-Чжуанский автономный район) и достиг Чунцина. Здесь груз оперативно прошел таможенные процедуры и был отправлен в Европу через Хоргос в Синьцзян-Уйгурском автономном районе.
Ожидаемое время в пути составляет от 20 до 25 дней. «Раньше товары из Индонезии могли попасть в Европу только морским путем», – сказал Чжун Чаовен, заместитель директора по маркетингу компании Guangxi Yanhai. – «Теперь, благодаря интермодальным железнодорожно-морским перевозкам, сроки логистики стали более надежными».
Продвигаются и другие решения в сфере мультимодальных перевозок. К примеру, развитие маршрута Китай – Кыргызстан – Узбекистан на основе автожелезнодорожной схемы расширяет охват и возможности транспортной сети.
Так, недавно на Северный вокзал Кашгара (Синьцзян) прибыл поезд с товарами широкого потребления. После этого груз был перевезен автомобильным транспортом и отправлен через порт Иркештам в Узбекистан, в город Ташкент.
«Этот маршрут экономит около пяти дней транзитного времени и сокращает расходы почти на 30% по сравнению с традиционными маршрутами», – сказал Фан Цзыцзюнь, операционный менеджер логистической компании из Кашгара.
Сегодня в составе грузов Китай – Европа перевозится продукция более 50 000 наименований по 53 основным категориям: автомобили, оборудование, мебель, электронику, текстиль и др. В 2024 году более 60% отправлений пришлись на товары высокой стоимости – в том числе автомобили, автокомпоненты, техника и электроприборы.
Соотношение рейсов в обе стороны в настоящее время сбалансировано, а загруженность контейнеров приближается к 100%. Объем поставок вырос с $8 млрд в 2016 году до $66,4 млрд в 2024-м. Общий товарооборот за все время превысил $450 млрд.
Помимо транспортной роли, грузовые поезда Китай – Европа способствуют развитию регионов, через которые проходят. Города Европы, такие как Лодзь (Польша), Дуйсбург (Германия) и Мадрид (Испания), активно модернизируют инфраструктуру и развивают сопряженные отрасли. В Казахстане запуск поездов обеспечил доступ к новым морским маршрутам и позволил экспортировать ключевые продукты, например пшеницу, на рынки Юго-Восточной Азии через Китай.
Грузовые поезда между Китаем и Европой стали символом эффективного и взаимовыгодного сотрудничества, продолжая расширять горизонты и создавать новые перспективы для развития международной логистики.
Напомним, что 26 июня 2025 года на онлайн-семинаре, организованном РЖД-Партнером под названием «Бизнес с Китаем: проблемы логистики и взаиморасчетов», будет обсуждаться текущая ситуация в сфере грузоперевозок между Россией и КНР, в том числе снижение объемов импорта и контейнерных отправок, изменение тарифов на фрахт в азиатском направлении и роль железнодорожных маршрутов как ключевого инструмента в условиях нестабильной внешнеэкономической среды.
Среди заявленных тем – последствия торговой войны между США и Китаем для российских компаний, логистика экспорта продовольствия, СПГ и угля в КНР, развитие инфраструктуры на Восточном полигоне, особенности работы пограничных переходов и переход на электронные накладные в 2025 году.
Отдельное внимание будет уделено вопросам трансграничных расчетов, механизмам перевода средств в Китай, проблемам страхования сделок и выбору оптимальной схемы доставки товаров в РФ.
Онлайн-семинар станет площадкой для обсуждения практических кейсов, в том числе с учетом стремительного развития китайских технологий в логистике, способных в перспективе повлиять на модель транспортного взаимодействия между двумя странами.
Для участия необходимо направить заявку. Участники смогут получить консультации от ведущих специалистов и ответы на конкретные вопросы, связанные с логистикой, расчетами и внешнеторговой деятельностью с Китаем. Подробнее о мероприятии по ссылке.