+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
05.06.2020 17:52:12
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Хайко Фишер: пандемия приведет к переосмыслению логистических услуг

Пандемия коронавируса меняет логистические цепочки поставок в мире и взаимоотношения транспортных компаний со своими клиентами. О роли железнодорожных грузоперевозок для обеспечения бесперебойного процесса поставок и перспективах развития рынка в нынешних условиях мы беседуем с председателем совета директоров группы VTG Aktiengesellschaft Хайко Фишером. Группа является лидером рынка аренды подвижного состава в Европес парком более 94 тыс. вагонов различных модификаций.
Работа в новых условиях

– Г-н Фишер, изменила ли ваша компания характер работы на фоне пандемии коронавируса: идет ли перестройка логистических цепочек, характера взаимо­действия с клиентами?

– Вряд ли, наверное, остались сферы жизни, не затронутые коронавирусом. И наш бизнес также ощутил его влияние. Команды наших сотрудников по всему миру уже несколько недель работают по большей части из дома. Там, где это сделать невозможно, например на наших заводах или для машинистов локомотивов, мы приняли целый ряд мер, чтобы максимально защитить сотрудников и при этом обес­печить стабильную работу компании.

Железнодорожные компании смогли воспользоваться своими преимуществами в условиях этого кризиса и взять на себя некоторые перевозки, заняв место автомобильного и морского транспорта. И пусть сейчас фактически больше не проводятся личные встречи с клиентами и партнерами, мы, как и прежде, постоянно находимся с ними на связи и предлагаем надежные услуги.

– Сегодняшняя ситуация вокруг COVID-19 оказывает глобальное воздействие на транспортные потоки. Каковы мировые тенденции контейнерного рынка в настоящее время?

– Никто не может предсказать с уверенностью, насколько серьезными будут последствия в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Согласно прогнозам аналитиков, в портах Китая может наступить второй затяжной период сбоев в цепочке поставок, вызванный в первую очередь резким снижением международного спроса.

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года общий оборот контейнеров в Китае в I квартале снизился на 10,6%, экспорт сократился на 17,2%. Пока непонятно, как сложится II квартал для Китая и мировой экономики, остается только ждать. Отягчающим обстоятельством является тот факт, что потоки контейнерных перевозок оказались разбалансированны: оборудование для перевалки контейнеров имеется не везде, где оно необходимо, а его возможная переброска связана с высокими расходами.

– Насколько, по-вашему, обострилась сегодня конкуренция на рынке контейнерных перевозок? За какие грузы и в каких направлениях?

– Некоторые отрасли, которые раньше играли большую роль для контейнерных перевозок по трансъевразийскому коридору, оказались под серьезным давлением. Например, для товаров индустрии моды в первые 2 месяца текущего года зафиксирован спад более чем на 18%. Подобную картину мы видим и в автомобильной промышленности. Скорее всего, эта тенденция сохранится. И в связи с этим мы ожидаем сжатия рынка контейнерных перевозок и усиления конкуренции. С другой стороны, есть отрасли (например, фармацевтическая), продукция которых, наоборот, в условиях пандемии пользуется большим спросом. Связанные с этим контейнерные перевозки могли бы занять такую нишу, как транспортировка рефрижераторных контейнеров. Здесь могут возникнуть интересные инвестиционные перспективы. Есть также большой потенциал для транспортировки мяса и мясопродуктов из Европы и России в Китай.

Необходимы новые концепции

– При помощи каких проектов VTG AG способствует увеличению объемов грузоперевозок по контейнерным маршрутам, связывающим Европу и Азию?

– Разные подразделения компании, которые специализируются на предоставлении вагонов в аренду и железнодорожной, танк-контейнерной и проектной логистике, тесно взаимодействуют друг с другом, предлагая нашим клиентам комплексные транспортные решения. Контейнерные перевозки между Европой и Азией как растущий рынок представляют для нас большой интерес. Для того чтобы еще лучше работать в этом направлении, мы в прошлом году в рамках правления группы VTG основали новое подразделение – «Евразия и Дальний Восток».

– Какие главные трудности возникают при организации новых сервисов и контейнерных маршрутов?

– Важная задача – безусловно, знание и учет местных особенностей. Они включают в себя не только операционные и административные, но еще и культурные аспекты. Кроме того, при развитии новых маршрутов и сервисов, вне зависимости от отдельных регионов, часто возникают схожие вопросы, касающиеся, в частности, пропускной способности и расходов.

– Какие меры в целом необходимо предпринимать в ближайшее время для снижения расходов и повышения конкурентоспособности трансъевразийских перевозок?

– До вспышки COVID-19 экономические процессы и особенно транспортные цепочки были ориентированы на максимальную эффективность, резервов практически не создавалось по причине экономии.

Я исхожу из того, что пандемия в долгосрочной перс­пективе приведет к переосмыслению в этой сфере и производственные компании критически проанализируют свои сегодняшние цепочки поставок, работающие по принципу «точно в срок». Потому что нынешняя ситуация наглядно показала, насколько велика зависимость от отдельных участников в глобальных логистических сетях.

Нам необходимы новые концепции для обеспечения большей гибкости при осуществлении перевозок. Например, динамические веерные системы hub and spoke в будущем могут прийти на смену сегодняшним логистическим центрам. С моей точки зрения, решающее значение для повышения прозрачности и гибкости в цепочках поставок имеют цифровые решения. Доступность всей необходимой информации в любой момент позволяет снизить расходы и повысить производительность. К тому же легче быстро реагировать на возможные сбои или нарушения. Поэтому VTG инвестирует значительные средства в эту область.

Транзитные перспективы

– Если подробнее остановиться на транзите. VTG AG имеет подразделения железнодорожных перевозок в России, а также в Европе и на Дальнем Востоке. Каковы перспективы увеличения транзитных потоков?

– Грузовое железнодорожное сообщение в сегодняшней ситуации с COVID-19 в полной мере демонстрирует свои сильные стороны и обеспечивает надежность перевозок. Количество грузоперевозок по железной дороге между Китаем и Европой в I квартале этого года составило около 1,9 тыс. отправок с общим объемом перевозок 174 тыс. TEU. Это рост на 15–18%. Мы очень надеемся, что эта положительная динамика сохранится в долгосрочной перспективе. В пользу этого говорит и возможное снижение объемов морских грузоперевозок: альянсы в сфере морских контейнерных перевозок недавно заявили об аннулировании нескольких рейсов, в том числе и на азиатско-европейском торговом направлении. Это могло бы дать дополнительные возможности железнодорожным компаниям, представленным на международном уровне.

– Какими Вы видите дополнительные меры по повышению привлекательности железнодорожных транзитных перевозок?

– Большое преимущество грузовых перевозок по железной дороге вдоль Шелкового пути заключается в относительно коротком времени транзита и более выгодной стоимости транспортировки по сравнению с грузовыми авиаперевозками. Транспортная сеть постоянно расширяется с целью повышения пропускной способности при уменьшении времени транзита. Мы усилили свое присутствие в стратегических пунктах, чтобы благодаря географической близости и опыту лучше удовлетворять индивидуальные потребности наших клиентов. К тому же мы постоянно расширяем наше предложение в сфере цифровых услуг, потому что убеждены – это существенно повысит конкурентоспособность грузовых железнодорожных перево­зок. И все-таки усилий одного предприятия недостаточно. С нашей точки зрения, необходимо улучшать взаимодействие между участниками рынка и прежде всего снижать административные ограничения.

– Поддерживаете ли Вы идею о фиксированном расписании (отправления и движения) поездов для снижения транзитного времени, использовании полного цикла электронного документооборота?

– Уже сейчас есть утвержденное расписание для отправлений из Китая и прибытия в Европу и в обратном направлении. В идеале хотелось бы внедрить его и для перевозок по участкам железных дорог с шириной колеи 1520 мм, то есть по всей железно­дорожной сети на пространстве 1520. Таким образом, это позволило бы лучше координировать транспортные потоки и точнее определять время прибытия поездов. Кроме того, информацию можно было бы использовать для целевого развития сети. Электронный документооборот, на мой взгляд, давно уже пора было ввести. С его помощью можно было бы значительно ускорить пограничное и таможенное оформление и разгрузку для поездов или контейнеров.

– А какие проекты VTG AG планирует в текущем году? Возможен ли запуск новых сервисов по доставке грузов в контейнерах?

– Как я уже говорил, для нас очень важно развитие направления Нового шелкового пути. Благодаря открытию новых филиалов в стратегически важных перевалочных пунктах вдоль этого маршрута, среди прочего – в Японии и Литве, мы значительно расширили свое присутствие за прошедшие месяцы. Этим курсом мы хотим двигаться и в будущем. Так, например, мы планируем расширение нашего парка вагонов-контейнеровозов не только в Западной Европе, но и на российском рынке. Россия – не только транзитная страна для контейнерных перево­зок между Китаем и ЕС, но и сама по себе важный получатель товаров из Китая. Наша дочерняя компания в Москве – ООО «ВТГ» – существует уже более 10 лет и демонстрирует тесную связь с российским рынком железнодорожных перевозок. Мы хотим продолжать дальнейшую активную работу по оптимизации логистических процессов в России, чтобы еще больше повысить привлекательность контейнерных перевозок по континентальному мосту.

Беседовала Наталья Гусаченко

Данное интервью опубликовано в №9-10 (421-422) журнала «РЖД-Партнер».

Напоминаем, что в период пандемии электронная версия журнала находится в открытом доступе.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions