+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
25.08.2022 15:07:36
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Каким должен быть инновационный вагон?

В Минтрансе России намерены уточнить критерии инновационности грузовых вагонов. Для этого в сентябре 2022 года намечено сформировать дополнительные требования к инновационным вагонам, в т. ч. по критериям их надежности в эксплуатации.
Свои предложения на эту тему сформировали в «Объединении вагоностроителей». По сути, речь идет об уточнении стандартов, обеспечивающих использование на РЖД вагонов с улучшенными технико-экономическими характеристиками.

Критерии инновационности должны войти в соответствующие ГОСТы, касающиеся полувагонов, крытых вагонов, самосвалов, платформ и цистерн. Общие технические условия намечено утвердить до декабря 2022 года, сообщил источник в ООО «ВНИЦТТ», которое является разработчиком документов.
Добавки в ГОСТ, касающийся рефрижераторных вагонов, предполагается внести позднее – в декабре 2023 года. По ним разработчиком стало ООО «УКБВ».

Инновации как лекарство от дефицита провозных способностей

Как отметили эксперты, основной причиной данного решения стал дефицит инфраструктуры на Восточном полигоне. Поэтому в РЖД сейчас срочно ищут способы увеличения пропускной способности за счет улучшения организации движения на восточном направлении, чтобы обеспечить его провозную способность к 2024 году до 180 млн т.

На данный момент улучшений удалось добиться во многом за счет совершенствования технологий перевозок, сообщил источник в ОАО «РЖД». Акцент сделан на ведении тяжеловесных поездов – на восток за 7 месяцев и начало августа текущего года проследовало поездов массой 7,1 тыс. т, что вдвое больше, чем в прошлом году, и постепенно становится нормой.

Другой инструмент обеспечения прибавки в объемах грузоперевозок – формирование объединенных контейнерных и соединенных грузовых поездов, внедрение технологий пакетного движения и виртуальной сцепки.

Очередным шагом в этом направлении предполагается расширение практики использования вагонов повышенной грузоподъемности (вместимости) на Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей путем поэтапного замещения эксплуатируемого подвижного состава низкоэффективных конструкций на вагоны с улучшенными технико-экономическими характеристиками, уточнили в Союзе вагоностроителей.

Кому нужны вагоны повышенной грузоподъемности?

Вопрос достаточно актуальный. Ведь в 2022 году заказы инновационных вагонов значительно сократились – в т. ч. из-за остановки работы ТВСЗ. Сейчас работа на нем возобновилась. Поэтому ожидается интенсивное поступление новых вагонов повышенной грузоподъемности.

В августе, например, значительная партия подобных полувагонов (вмещают на 12,5% груза больше) предназначена для угольщиков «Распадской» – причем именно для отправок своей продукции в порты Дальнего Востока.

Прорабатывается также возможность использования инновационных вагонов для доставки рядового угля с шахт на обогатительные фабрики. Готовый концентрат будут грузить в те же вагоны и отправлять его на пути общего пользования. В таком случае полигон курсирования полувагонов увеличенной грузоподъемности расширится.

Насколько безопасен инновационный подвижной состав?

Постепенное введение практики использования вагонов увеличенной грузоподъемности как нормы на Восточном полигоне потребует дополнительного регулирования в сфере эксплуатации подобных вагонов. В связи с этим необходимо уточнить требования к такому подвижному составу, чтобы потом не возникло дополнительных рисков для обеспечения безопасности движения.

Ведь в ОАО «РЖД» уже ранее поднимали тему инновационных вагонов в связи подозрениями, что увеличенная нагрузка на ось вызывает дополнительные разрушения пути.

В связи с этим понятие инновационности ставилось под сомнение, поскольку изначально предполагалось, что вагоны с улучшенными характеристиками должны именно улучшить воздействие на инфраструктуру, а не привести к дополнительным затратам ОАО «РЖД» на содержание путевого хозяйства.

Теперь данный вопрос приобрел другую форму: предложено руководствоваться на данную тему не оценками перевозчика, а вывести ее на уровень разработки госстандартов. Такова во всяком случае позиция ПАО «НПК ОВК», АО «Концерн «Уралвагонзавод» и ООО «УК «РМ Рейл». В таком случае и можно ставить вопрос о поэтапной замене обычных вагонов на Восточном полигоне на инновационные.

Это фактически попутно рассматривается как один из способов стимулировать заказы на новые вагоны на заводах. Сейчас их выпуск упал из-за профицита парка на РЖД и по ряду других причин, включая снижение уровня доходов операторов на фоне снижения ставок аренды вагонов. (указанные процессы достаточно подробно проанализированы в июльском выпуске исследования, которое проводит РЖД-Партнер).

Путь к новым стандартам

Итак, насколько удалось продвинуться инициаторам данной идеи? Из данных, о которых сообщила исполнительный директор ООО «ВНИЦТТ» Анна Орлова, следует, что крайне сжатые сроки утверждения проектов стандартов потребовали применения уже апробированных и подтвержденных подходов, которые позволяют сократить сроки обсуждения.

Теперь коротко, собственно, о чем идет речь. Во-первых, о том, что должны появиться критерии оценки влияния климатических условий региона для восприятия осевой нагрузки на ось от 25 тс и более. При этом производитель должен гарантировать, что инновационный вагон выдержит пробег от постройки до первого деповского ремонта не менее 500 тыс. км (или не менее 4 лет) и межремонтный пробег между плановыми видами ремонта – не менее 250 тыс. км (или не менее 2 лет).

В ОАО «РЖД» в свое время настаивали на обеспечении лучших характеристик, но вагоностроители пока к этому не готовы. В свою очередь, в ОАО «РЖД» способны примириться с наплывом на востоке вагонов с нагрузкой на ось 25 тс, но не готовы сейчас даже обсуждать возможность эксплуатации вагонов с нагрузкой на ось 27 тс, поскольку это приведет к значительному увеличению расходов на модернизацию и содержание инфраструктуры.

Соответственно данный вопрос пока что снят с повестки дня. Хотя известно, что вагоностроители готовы выпускать подобный подвижной состав.

Не все так просто с новыми стандартами

Намерение наводнить Восточный полигон парком с нагрузкой на ось 25 тс свидетельствует о том, что вагоностроители решили вопрос об импортозамещении кассетных подшипников и об обеспечении некоторыми другими комплектующими, которые ранее были представлены импортными образцами. В частности, для инновационного подвижного состава ранее вставал вопрос о характеристиках и качестве тормозного оборудования.

В ОАО «РЖД», напомним, недавно внесли поправки в требования к инфраструктуре для вождения тяжеловесных и длинносоставных поездов. Среди обязательных условий – использование интеллектуальной системы автоматизированного вождения поездов для автоматизированного асинхронного и синхронного управления грузовыми локомотивами при вождении соединенных поездов массой до 12 тыс. т и выше. Для ее применения участок железной дороги должен быть оснащен современными системами, а подвижной состав – соответствующими тормозными системами.

Как отметили в ООО «УКБВ», закладываемые в новые стандарты требования должны учитывать процесс развития науки и техники, а также стать тем рубежом, к которому будет стремиться в своем развитии отрасль грузового вагоностроения, что предполагает установку повышенных требований, отличных от применяемых сегодня.

Так что вопрос о критериях инновационности не такой и простой, как это может показаться на первый взгляд. Понятно, что на эту тему позиция вагоностроителей и перевозчика может не совпадать. Например, последний настаивает на введении в требования инновационности увеличение скорости движения грузовых вагонов. Однако сейчас время скорость перевозок на сети ограничена состоянием инфраструктуры, в то время как имеющиеся конструкции грузовых вагонов позволяют реализовывать скорости до 140 км/ч.

Подобные моменты показывают, что найти компромисс по критериям инновационности можно только путем разработки соответствующего нормативного правового акта.
Он, кстати, позволит возобновить субсидирование приобретения новых грузовых вагонов, что в нынешних условиях было бы крайне актуально для собственников подвижного состава. Ведь они сегодня оказались в условиях, когда окупаемость взятого в лизинг подвижного состава заметно ухудшилась. Поэтому надо каким-то образом стабилизировать падение загрузки вагоностроительных заводов.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions