+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
26.06.2019 17:45:00
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Как связать Москву и Санкт-Петербург ВСМ?

В РФ не отказываются от проекта строительства высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва – Санкт-Петербург. Вопрос в том, какие при этом будут использованы технологии.
Вице-премьер РФ Максим Акимов заявил, что у проекта строительства ВСМ Москва – Санкт-Петербург имеются перспективы. Стоимость создания ВСМ оценивается в 1,5 трлн руб., хотя финансовая модель проекта и предварительное технико-экономическое обоснование еще не готовы.

Напомним, что строительство ВСМ Москва – Санкт-Петербург в апреле текущего года поддержал президент РФ Владимир Путин. С этой идеей к нему обратились врио губернатора Санкт-Петербурга Александр Беглов и глава ОАО «РЖД» Олег Белозеров.

Трассировка выполнена в трех вариантах

Как считает руководитель НОЦ ПП ПГУПС Анатолий Зайцев, основная документация для данного проекта в ОАО «РЖД» имеется. Предварительная трассировка выполнена.
Причем один вариантов от 1992 года учитывал возможность захода поездов в Великий Новгород, о чем сейчас почему-то в СМИ сообщили как о новом решении. Позже появился проект более короткого пути. Однако к нему также как вариант добавили обход через Великий Новгород. Таким образом, существуют три разновидности трассировки.
Кроме того, имеются исследования, связанные с проектом ВСМ Москва – Казань.

Также уточним: старые разработки предусматривали и то, как будет использоваться существующий главный ход. Он без работы не останется. Кроме электричек, его заполнят грузовые поезда.

По словам А. Зайцева, на действующей трассе уложены рельсы того же типа, что и на грузовых участках, например, Северной железной дороги. Сейчас грузовые поезда между Санкт-Петербургом и Москвой идут в обход, что на 400 км длиннее.

«Из-за этого грузовладельцы несут солидные потери. Если их суммировать за 4 года, то она как раз и будет сопоставимой с объявленной стоимостью создания новой ВСМ», – отметил А. Зайцев. Поэтому с загрузкой ныне действующего главного хода, по его словам, вопросов не должно возникать.

На что уже потрачены деньги

Ранее предполагалось, например, использовать модернизированные составы под скорости до 350 км/ч типа Velaro. Поезд «Сапсан» относится, кстати, к тому семейству.
Разработки, выполненные в 2012–2015 гг., оценивались в 740 млн руб. На эти средства предполагалось создать опытные образцы автоматизированной системы управления и ситуационного центра по обеспечению безопасности движения, выработать концепцию построения интеллектуальных систем – одной по обеспечению транспортной безопасности, другой – с интегрированными функциями автопилота и автодиспетчера. Также разрабатывались информационные системы умного вокзала и дистанционной диагностики работы бортового оборудования.

Основную часть исследований выполнили отраслевые институты и вузы. Кроме того, к ним привлекались специалисты РАН и ряда сторонних организаций.

Исследования свернуты, а популизм остался

Правда, в дальнейшем, как отметил представитель одного из ведущих разработчиков систем ВСМ, все перспективные проекты были свернуты, а команды ученых, по сути, расформированы. А текущие исследования были сведены на уровень разработок систем, рассчитанных на движение со скоростью не более 300 км/ч.
«Фактически речь шла уже о старых технологиях. Некоторые новые разработки появились под проект ВСМ Москва – Казань. Но и их сегодня нельзя назвать инновационными», – высказал свою точку зрения эксперт.

По его словам, сейчас многое придется начинать заново. Особенно если учитывать те прорывные решения, которые появились в последние 2 года.
В Китае, например, поставлена задача обеспечить движение со скоростью 600 км/ч. Причем на опытном участке подобная скорость уже достигнута. И подход, который демонстрируют в этой стране, коренным образом отличается от позиции, занятой в РФ.

Ориентир – на новые технологии

Если уж строить новую ВСМ, то необходимо ориентироваться на время, которое в среднем затрачивают жители Санкт-Петербурга и Москвы на деловые поездки. Они составляют, согласно расчетам, 72 мин. Именно столько должна занимать поездка и в скоростном составе между двумя городами. А для этого требуются иные технологии.
Сравним, например, стоимость строительства ВСМ Москва – Санкт-Петербург. По расчетам ученых, она составит 1,37–1,62 млрд руб. за 1 км (без затрат на подвижно состав). Срок реализации проекта превышает 6 лет.

Стоимость строительства трассы маглев той же длины оценивается в 1,26–1,48 млрд. руб. за 1 км, что сопоставимо с ВСМ системы «колесо-рельс». И срок реализации проекта короче – в пределах 5 лет.

Инвестиционные затраты в подвижной состав также сопоставимы. А эксплуатационные расходы высокоскоростного магнитолевитационного транспорта составляют не более 70% аналогичного показателя для традиционных ВСМ за счет энергоэффективности и отсутствия трения. При стоимости билетов в 4 тыс. руб. проект маглев окупается за 29 лет, а 6 тыс. – за 10 лет.

«Таким образом, проект маглев не только является коммерчески состоятельным, но и имеет лучшие экономические и эксплуатационные характеристики, чем ВСМ», – считают специалисты «Росмаглева».

В частности, потому, что 70% пути между двумя столицами занимают болота. Поэтому при обоих вариантах высокоскоростного движения необходимо возводить основания пути на сваях.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions