+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
26.06.2019 17:45:00
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Как связать Москву и Санкт-Петербург ВСМ?

В РФ не отказываются от проекта строительства высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва – Санкт-Петербург. Вопрос в том, какие при этом будут использованы технологии.
Вице-премьер РФ Максим Акимов заявил, что у проекта строительства ВСМ Москва – Санкт-Петербург имеются перспективы. Стоимость создания ВСМ оценивается в 1,5 трлн руб., хотя финансовая модель проекта и предварительное технико-экономическое обоснование еще не готовы.

Напомним, что строительство ВСМ Москва – Санкт-Петербург в апреле текущего года поддержал президент РФ Владимир Путин. С этой идеей к нему обратились врио губернатора Санкт-Петербурга Александр Беглов и глава ОАО «РЖД» Олег Белозеров.

Трассировка выполнена в трех вариантах

Как считает руководитель НОЦ ПП ПГУПС Анатолий Зайцев, основная документация для данного проекта в ОАО «РЖД» имеется. Предварительная трассировка выполнена.
Причем один вариантов от 1992 года учитывал возможность захода поездов в Великий Новгород, о чем сейчас почему-то в СМИ сообщили как о новом решении. Позже появился проект более короткого пути. Однако к нему также как вариант добавили обход через Великий Новгород. Таким образом, существуют три разновидности трассировки.
Кроме того, имеются исследования, связанные с проектом ВСМ Москва – Казань.

Также уточним: старые разработки предусматривали и то, как будет использоваться существующий главный ход. Он без работы не останется. Кроме электричек, его заполнят грузовые поезда.

По словам А. Зайцева, на действующей трассе уложены рельсы того же типа, что и на грузовых участках, например, Северной железной дороги. Сейчас грузовые поезда между Санкт-Петербургом и Москвой идут в обход, что на 400 км длиннее.

«Из-за этого грузовладельцы несут солидные потери. Если их суммировать за 4 года, то она как раз и будет сопоставимой с объявленной стоимостью создания новой ВСМ», – отметил А. Зайцев. Поэтому с загрузкой ныне действующего главного хода, по его словам, вопросов не должно возникать.

На что уже потрачены деньги

Ранее предполагалось, например, использовать модернизированные составы под скорости до 350 км/ч типа Velaro. Поезд «Сапсан» относится, кстати, к тому семейству.
Разработки, выполненные в 2012–2015 гг., оценивались в 740 млн руб. На эти средства предполагалось создать опытные образцы автоматизированной системы управления и ситуационного центра по обеспечению безопасности движения, выработать концепцию построения интеллектуальных систем – одной по обеспечению транспортной безопасности, другой – с интегрированными функциями автопилота и автодиспетчера. Также разрабатывались информационные системы умного вокзала и дистанционной диагностики работы бортового оборудования.

Основную часть исследований выполнили отраслевые институты и вузы. Кроме того, к ним привлекались специалисты РАН и ряда сторонних организаций.

Исследования свернуты, а популизм остался

Правда, в дальнейшем, как отметил представитель одного из ведущих разработчиков систем ВСМ, все перспективные проекты были свернуты, а команды ученых, по сути, расформированы. А текущие исследования были сведены на уровень разработок систем, рассчитанных на движение со скоростью не более 300 км/ч.
«Фактически речь шла уже о старых технологиях. Некоторые новые разработки появились под проект ВСМ Москва – Казань. Но и их сегодня нельзя назвать инновационными», – высказал свою точку зрения эксперт.

По его словам, сейчас многое придется начинать заново. Особенно если учитывать те прорывные решения, которые появились в последние 2 года.
В Китае, например, поставлена задача обеспечить движение со скоростью 600 км/ч. Причем на опытном участке подобная скорость уже достигнута. И подход, который демонстрируют в этой стране, коренным образом отличается от позиции, занятой в РФ.

Ориентир – на новые технологии

Если уж строить новую ВСМ, то необходимо ориентироваться на время, которое в среднем затрачивают жители Санкт-Петербурга и Москвы на деловые поездки. Они составляют, согласно расчетам, 72 мин. Именно столько должна занимать поездка и в скоростном составе между двумя городами. А для этого требуются иные технологии.
Сравним, например, стоимость строительства ВСМ Москва – Санкт-Петербург. По расчетам ученых, она составит 1,37–1,62 млрд руб. за 1 км (без затрат на подвижно состав). Срок реализации проекта превышает 6 лет.

Стоимость строительства трассы маглев той же длины оценивается в 1,26–1,48 млрд. руб. за 1 км, что сопоставимо с ВСМ системы «колесо-рельс». И срок реализации проекта короче – в пределах 5 лет.

Инвестиционные затраты в подвижной состав также сопоставимы. А эксплуатационные расходы высокоскоростного магнитолевитационного транспорта составляют не более 70% аналогичного показателя для традиционных ВСМ за счет энергоэффективности и отсутствия трения. При стоимости билетов в 4 тыс. руб. проект маглев окупается за 29 лет, а 6 тыс. – за 10 лет.

«Таким образом, проект маглев не только является коммерчески состоятельным, но и имеет лучшие экономические и эксплуатационные характеристики, чем ВСМ», – считают специалисты «Росмаглева».

В частности, потому, что 70% пути между двумя столицами занимают болота. Поэтому при обоих вариантах высокоскоростного движения необходимо возводить основания пути на сваях.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions