+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
05.07.2021 14:38:05
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Как рождается грузовой двор Санкт-Петербург-Финляндский

Около 5,5 млн т обработали 30 грузовых терминалов Октябрьской железной дороги в 2020 году. В планах ОЖД производительность грузовых терминалов повысить. Экспериментальной площадкой по апробированию грузовых инноваций стал грузовой двор Санкт-Петербург-Финляндский. А между тем четыре года эту площадку планировали закрыть как нерентабельную. РЖД-Партнер одним из первых увидел грузовой двор периода цифровых технологий.
Крах, который не случился

Пять лет назад руководство ОАО «РЖД» обсуждало вопрос закрытия грузового терминала Санкт-Петербург-Финляндский. Тогда заявлялось: Петербург не нуждается в терминале. Из-за отсутствия работы большинство площадок пустовали, заросли и потеряли свой функционал; из оборота парка были выведены среднетоннажные контейнеры; краны, выработавшие ресурс, были списаны и демонтированы.

Однако противники закрытия указывали на высокий потенциал площадки. Во-первых, у нее выгодное географическое расположение по отношению как к портам Северо-Запада, так и к автотрассам федерального и регионального значения. «Здесь были возможности оказывать услуги РЖД для жителей Петербурга и для городских предприятий», – говорит Роман Агашин, начальник Октябрьской дирекции по управлению терминально-складским комплексом, и показывает фото старого грузового терминала.

В качестве эксперимента в 2017 году Дирекция по управлению терминально-складским комплексом передислоцировала на пока еще пустующую площадку незадействованные на других станциях козловые краны, для них обустроили погрузочные площадки. Следующий шаг – модернизация участка под работу контейнерных перегружателей. Потом заасфальтировали внутритерминальные автодороги, таким образом обеспечили движение автотранспорта по грузовому двору. В прошлом, 2020 году здесь установили видеонаблюдение. «Благодаря модернизации удалось в четыре раза нарастить грузооборот. Это позволило удвоить доходы и прибыль. В прошлом году коллектив был признан лучшим по хозяйству терминально-складского комплекса», – рассказывает Р. Агашин.

Петербург, далее – везде

Р. Агашин нехотя признается: частный бизнес уже давно использует технологии, которые в РЖД называют прорывными. Однако у РЖД есть ряд преимуществ, которые не могут позволить себе бизнесмены. В качестве одного из преимуществ Р. Агашин называет организацию работы с контейнерными поездами. «Санкт-Петербург-Финляндский сегодня в составе таких поездов отправляет в первую очередь народнохозяйственные грузы для потребления в Сибирь, на Дальний Восток и в обратном направлении. Это такие станции, как Новосибирск-Восточный, Хабаровск, Владивосток», – говорит он.

Услуга оказалась столь востребованной, что в этом году строят еще одну контейнерную площадку. Подсчитано, что новостройка увеличит объем перерабатываемых грузов почти в 1,5 раза. «В 2020 году на этапе организации сервиса работали с десятью контейнерными поездами в месяц, сейчас среднемесячный объем такой работы – 15 поездов, или 4 тыс. TEU, а к окончанию года уверенно выйдем на цифру 30 контейнерных поездов ежемесячно, 8 тыс. TEU. Сегодня существующей емкости единовременного размещения в 900 TEU очевидно недостаточно, и к окончанию года по завершении строительства мы увеличим ее до 2100 TEU», – рассказывает эксперт.

В этом году на грузовом дворе было увеличено с 10 до 80 число розеток для подключения рефрижераторных контейнеров. «Появилась возможность полноценной обработки поезда с рефконтейнерами за одни сутки», – объясняет Р. Агашин.

Кстати, с бизнесом, который уже успешно модернизирует склады и контейнерные площадки, грузовой двор намерен не конкурировать, а сотрудничать. «Нужно отметить эффективное и успешное развитие сотрудничества с филиалом компании FESCO в Санкт-Петербурге, являющейся нашим стратегическим партнером при работе с контейнерами», – подчеркивает начальник Октябрьской дирекции по управлению терминально-складским комплексом.

Концепцию реконструкции нынешнего грузового двора руководство РЖД утверждало совместно с чиновниками Смольного. Железнодорожники считают, что данный факт позволит развивать терминал в соответствии с генеральным планом города. А для города грузовой двор выгоден тем, что он получает и отправляет почту, продукты питания, материалы для строительства малых и средних предприятий города, а также принимает грузы предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Р. Агашин рассказывает, что именно отсюда к коммунальщикам и далее на улицы города поступило более 25 тыс. т песко-соляной смеси в минувшую зиму.

Кстати, сейчас грузовой двор взял на себя функции логистического оператора по приему и отправке автомобилей и домашнего скарба горожан. «Мы ежегодно принимаем и отправляем отсюда почти тысячу контейнеров с домашними вещами людей. Стараемся делать для них все максимально просто, обеспечивая всеми сопутствующими услугами, развиваем сервис «дверь в дверь», избавляя людей от множества организационных вопросов», – продолжает Р. Агашин.

Цифровизация

«Сегодня во всем мире есть понимание, что инфраструктура без IT, цифровых решений имеет свои ограничения и не столь эффективна. Поэтому есть подкрепленные намерения в ближайшие два года реализовать ряд интересных проектов в этом направлении. К ним можно отнести и «Техническое зрение», и «Цифровые двойники», и автоматизированное удаленное управление механизмами. Сейчас в проработке более десятка таких проектов», – говорит начальник Октябрьской дирекции по управлению терминально-складским комплексом.

Одним из перспективных сервисов собеседник РЖД-Партнера называет кросс-докинг. «Сейчас с учетом изменений логистики бизнеса стало больше предложений по работе с мелкими партиями грузов. Грузовой двор накапливает такие грузы со всего Петербурга в быстровозводимых складах, а потом отправляет их по всей России по железной дороге», – продолжает Р. Агашин.

Начальник Октябрьской дирекции по управлению терминально-складским комплексом рассказывает, что сейчас грузовой двор находится в стадии перехода от 2PL к 3PL. «Сегодня большинство руководителей всей вертикали погружены в общесетевой проект «ЦМ-Экспедитор». Его практической реализацией занимаются практически на всех уровнях. Благодаря «ЦМ-Экспедитор» клиент экономит деньги и время, у него нет необходимости обучать сотрудников принципам размещения и крепления грузов, организовывать прохождение их аттестации. Теперь, эти вопросы, а также подписание документов в соответствии с доверенностью клиента принимает на себя ЦМ», – говорит он.

Заявлено, что работа организована удаленно, для этой цели в ЦМ создано шесть центров по разработке схем и эскизов, которые обслуживают клиентов по всей железнодорожной сети.

Сейчас грузовой двор апробирует «Грузовой экспресс» – услугу по перевозке груза со скоростью контейнерного поезда. Концепция эксперимента такова: или одиночный вагон, или их группу прицепляют к формируемым контейнерным поездам, которые следуют на терминалы Сибири и Дальнего Востока. «Реализуя подобные проекты, мы привлекаем новый груз и при этом успешно конкурируем с автомобильными перевозчиками в сроках доставки и цене», – объясняет Р. Агашин. Уже были проведены пилотные контрейлерные перевозки из Калининграда в Санкт-Петербург и обратно. Как утверждает собеседник РЖД-Партнера, результат положительный и есть понимание о дальнейшем развитии направления здесь и на иных терминалах дирекции.

Отметим, ОЖД использует грузовой двор Санкт-Петербург-Финляндский в качестве экспериментальной площадки по апробированию грузовых инноваций. И если они покажут свою экономическую дееспособность, то инновации будут внедрены по всей железнодорожной сети. А о закрытии некогда убыточной площадки речь уже не идет.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions