+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
19.09.2019 12:00:00
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Как отправить груз в срок: фантомы и реальность

Транспортно-логистический форум «Грузовая панорама» привлек к себе внимание своей неординарностью на фоне ряда других мероприятий. На одних обсуждали, по сути, отдельные технологические аспекты, на других – довольно громко звучали фанфары, за которыми были слабо слышны проблемы. А на форуме «Грузовая панорама», организованном журналом РЖД-Партнер, обсуждались, прежде всего, те риски, с которыми сегодня сталкиваются грузоотправители. И это стало его главной особенностью.
Выступления в рамках форума «Грузовая панорама» получились достаточно яркими, ведь его участники говорили о том, что наболело. 

Неслучайно многие участники пришли на форум «Грузовая панорама» в надежде увидеть реалистичную картину и ознакомиться с теми трендами, которые сложились на рынке. Как выяснилось в кулуарах, часть компаний ощущают тревогу и раздумывают для подстраховки о принятии мер, разрабатывают проекты, которые помогли бы удержаться на плаву в нынешний нелегкий период.

Почем нынче вагон?

Одна из деликатных тем – особенности оказания услуг оперирования в период, когда рабочий парк активно пополняется новыми дорогими вагонами, а ставки аренды на них на сети качнулись вниз под влиянием неустойчивости спроса на железнодорожные перевозки и изменчивости логистических цепочек на ряде традиционных направлений.

Имеют ли операторские компании запас прочности? В журнальных публикациях мы уже касались этой темы. И в ходе анализа убедились в том, что обстоятельств, которые необходимо принимать в расчет, много, а грань между устойчивостью рынка и скатыванием его вниз слишком тонка. Неслучайно пленарная сессия была названа «Перевозки-2019: эффект бабочки». Ключевая тема: от чего зависит эффективность перевозок?

Конечно, прежде всего, она зависит от инвестиций в инфраструктуру. Они необходимы. Вопрос в том, в какие проекты рациональнее направить средства, чтобы получить наилучший результат. Как считает заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий Владимир Савчук, на сети РЖД есть резервы для повышения эффективности грузоперевозок. В своем сообщении он показал на примере Восточного полигона, как оптимально расшить узкие места и использовать имеющиеся резервы для пропуска грузопотоков.

Председатель экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин обратил внимание на другой аспект: использование современных систем моделирования (например, факторной модели 3Р (риски, рекомендации, развитие)) позволяет утверждать, что важен не только тариф, но и расходы, которые несут участники рынка. А на них сильно влияет технология организации движения. Здесь отнюдь не все гладко.

По его словам, учащение срыва подсыла порожняка, увеличение количества запретов на подсыл вагонов в нужное время на заказанном маршруте (логконтроль, конвенции) и нарушений срока доставки груза (из-за простоев подвижного состава – вплоть до брошенных поездов) приводят к парадоксу: на сети вроде бы сложился профицит полувагонов, однако на наиболее востребованных направлениях наблюдается их дефицит. И он постепенно перерастает в дефицит инфраструктуры.
Причем у разных дирекций перевозчика находится достаточно аргументов для оправдания используемых технологий. Все выполняют свои планы: Центр фирменного транспортного обслуживания – по продажам, Центральная дирекция управления движением – по техническим заданиям, Дирекция тяги – по выдаче локомотивов и подсылу локомотивных бригад, Центральная дирекция инфраструктуры – по соблюдению технологических окон. Если случаются нарушения, то и для них есть свои причины.

Отчего сеть едет плохо

Все вроде бы правы, а полувагон у клиента по сети едет плохо. Вместо обещанных полигонных технологий и сквозных маршрутов у перевозчика все управление у монополии сводится к старым схемам передачи составов от стыка к стыку на сети. Получается как в старом анекдоте: кто шил костюм (а его изготавливают по частям, как костюмчик сидит), в итоге никто не отвечает. Выходит, данный вопрос – системный. Необходимо вносить поправки в планирование перевозок на сети РЖД.

  И вот какая загвоздка: в тот период, когда погрузка снизилась на 5,4%, операционная прибыль монополиста возросла на 69,8%. Ему вроде как выгоден сложившийся спад. Вагопотоки ведь все равно интенсивно движутся по сети, как груженые, так и порожние. А то, как они встречаются на стыках – дело десятое. Этот вид риска ОАО «РЖД» для себя обнулило.

Некоторым операторам из такой неразберихи удается извлечь в ряде случаев пользу: на сети от клиентов из-за заторов и узких мест отсекается часть дешевого подвижного состава. Он вроде бы есть. И его вроде бы нет. Но так могут поступать далеко не все игроки. Не у всех небольших компаний есть сейчас запас прочности. Это только усугубляет сложившийся дисбаланс парков.

Риски перевозок и способы их хеджирования

Неудивительно, что у операторов есть немало вопросов к ОАО «РЖД», сказал президент Ассоциации перевозчиков и операторов подвижного состава железнодорожного транспорта Владимир Прокофьев. Есть вопросы и к регуляторам: их решения должны быть взвешенными, чтобы не нагрузить операторов лишним расходами. Например, принудительная замена традиционных подшипников на кассетные для оператора, у которого под управлением 14 тыс. вагонов, потребует 3 млрд руб. дополнительных капиталовложений.

Итак, финансовая надежность разных операторов зависит от множества факторов. В частности, в лизинговых компаниях не могут назвать средний уровень ставок, который станет критическим для собственников вагонов. Ведь следует оценивать, какие доходы и расходы генерирует в данный момент оператор. Тут придется брать во внимание и выбранную схему управления парками, и стратегию развития компании, и стоимость ремонта, и многое другое, отметила директор управления по работе с клиентами железнодорожной отрасли АО «Газпромбанк Лизинг» Марина Беленкова.

По ее словам, лизинговые компания внимательно следят за рисками, связанными с активными заказами на новые полувагоны. И первый сигнал рынку уже подан: объем нового бизнеса по итогам I полугодия 2019-го показал наименьший прирост в течение последних 3 лет: +13% к аналогичному периоду 2018-го. Для сравнения: в I полугодии прошлого года прирост составил 53% соответственно к предыдущему году. При этом доля лизинга вагонов в структуре портфеля стала снижаться. Лизингодатели ужесточили условия для новых контрактов по полувагонам и чаще стали предлагать реструктурировать ранее заключенные договоры. Иными словами, рынок начал сам себя регулировать. Сейчас у заводов в тренде – заказы на другие типы подвижного состава, которые необходимо обновлять. Так что они остаются полностью законтрактованными на ближайшие несколько лет.

В поисках отраслевых балансов

О том, как могут сложиться межотраслевые и межрегиональные балансы, сообщил заместитель генерального директора АО «Институт экономики и развития транспорта» Алексей Замковой. Однако и он вынужден был признать, что отрасль пока развивается по довольно пессимистичному сценарию. Рост погрузки ожидается всего лишь не ниже уровня прошлого года, что укладывается в базовый сценарий развития ОАО «РЖД». Однако следует понимать, что в некомфортных условиях клиент будет стремиться уйти с железной дороги на другие виды транспорта.

Поэтому регуляторам следует заботиться о создании оптимального межотраслевого баланса на транспорте. А вот как именно следует совершенствовать российское законодательство – эту тему достаточно подробно осветил президент Национальной ассоциации транспортников, член Комитета ТПП РФ по транспорту и экспедированию Георгий Давыдов.

Требуют господдержки и проекты развития стивидорных компаний: фактически браться за развитие подходной инфраструктуры к терминалам сейчас под силу только ряду кэптивных игроков, заметил председатель комитета инвестиционных программ развития портовой инфраструктуры и производственных вопросов Ассоциации морских торговых портов Дмитрий Морозов.

Очевидно, что государству следует и далее активно поддерживать отечественных экспортеров, считает руководитель проектов по развитию экспортной логистики АО «Российский экспортный центр» Алевтина Кириллова. Необходимо позаботиться и расшивке узких мест инфраструктуры. Это поможет созданию сети оптово-распределительных центров, в которые, в свою очередь, вложится частный капитал.

Тому, чем может помочь цифровая трансформация отрасли и как это отражается на процессе изменения деятельности ОАО «РЖД» в условиях цифровой экономики, посвятил свое выступление научный руководитель РУТ (МИИТ) Вадим Морозов.

От общего – к частному: сервисы и способы оптимизации

На второй сессии форума «Грузовая палитра: всяк сверчок знает свой шесток» общие вопросы, которые были затронуты на пленарном заседании, более детально рассматривались сквозь призму перевозок различных видов грузов. В частности, о способах оптимизации технологий перевозок зерна рассказал генеральный директор ООО «ТЛК ВЛ Лоджистик» Кирилл Белоус. О том, почему на сети ОАО «РЖД» образовался дисбаланс в перевозках щебня, поведал генеральный директор ООО «Промнерудтранс», член правления «ОПОРЫ России» Андрей Громовой. О рисках для российских перевозок по железной дороге нефтеналивных грузов, связанных с диверсификацией рынка энергоносителей, сообщила исполнительный директор ООО «Независимое аналитическое агентство нефтегазового сектора» Тамара Сафонова. О тенденциях, связанных с перевозками лесных грузов, и том, как стимулировать более эффективное использование вагонов, свое мнение высказал вице-президент Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров России Евгений Кесарев.

Тенденции, связанных участием иностранных операторов в перевозках на сети РЖД, проанализировал заместитель председателя Ассоциации ОЖдПС Денис Семенкин. На финансовых рисках и причинах, которые привели к резкому увеличению количества уголовных дел, возбужденных в отношении директоров и топ-менеджеров компаний, подробно остановился старший партнер адвокатского бюро «ЗКС» города Москвы Андрей Гривцов.

На экспертном диалоге «Мультимодальная логистика: как собрать контейнерный пазл?» дискуссии сместились в несколько иное русло. Они коснулись довольно деликатных моментов экспедиторской деятельности на основе анализа судебной практики в РФ. К сожалению, единая позиция российских арбитражных судов и налоговых органов в части применимости экспедиторских коносаментов в качестве экспедиторского документа до настоящего момента не выработана. По закону их использовать вроде можно, но на практике получается, что нельзя. Какие из-за этого возникают сложности, рассказал профессор кафедры технологии внешнеторговых сделок ВАВТ Минэкономразвития России Андрей Голубчик.

О том, как ускорить контейнеризацию грузов, рассказали представители и грузовладельцев, и операторов. В частности, о том, как можно безопасно перевозить рулоны стали в контейнерах, подробно рассказал руководитель направления мультимодальных перевозок ПАО «НЛМК» Никита Есаков. Свой анализ ситуации, связанной с открытием станций по параграфам для обработки контейнеров, представил заместитель исполнительного директора СРО «Ассоциация «Промжелдортранс» Андрей Глазунов.

Были затронуты и вопросы стыков с другими видами транспорта, прежде всего, автомобильного, который, с одной стороны, конкурирует с железной дорогой, а с другой – выполняет функцию последней мили. Какие здесь сложились дисбалансы и как их отрегулировать, своими предложениями поделился президент национальной ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин.

Итак, форум осветил различные аспекты, связанные с рисками, возникающими при перевозках грузов. Все предложения, позволяющие улучшить работу отрасли, мы постараемся обобщить. По итогам форума намечено реализовать спецпроект, где будут отражены все точки зрения. Главное сейчас – четко понимать сложившиеся на рынке тренды и показать возможные варианты хеджирования рисков. Ведь не зря говорят: проинформирован – значит вооружен.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions