+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
29.09.2021 16:01:24
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Изменение конъюнктуры на рынках металла: риски и возможности для грузоперевозок

На протяжении трех лет общая динамика металлургических грузов оставалась примерно стабильной. Даже пандемия не оказала значительного влияния на этот рынок. Однако рынку уже сегодня следует готовиться к зреющим переменам, считает директор по развитию бизнеса и консалтинговой практике Metals & Mining Intelligence Илья Коломеец. В рамках XII Международной конференции «Железнодорожные перевозки горно-металлургических грузов» эксперт обрисовал ключевые тренды на рынках металла, которые определят логистику этих грузов в долгосрочном периоде.
В 2020 году было отмечено снижение объемов перевозки металла на 6 млн т (всего 194 млн т) по сравнению с 2019-м, что составляет лишь 3% от тоннажа грузов прошлого года. В 2021 году общая динамика за 6 месяцев в целом соответствовала предпандемийной, и можно ожидать, что результаты года будут по крайней мере не хуже 2020-го, считает И. Коломеец. Тем не менее по результатам I полугодия 2021 года можно отметить, что вырос экспорт (до 29% в общем объеме отправок), что может объясняться благоприятной конъюнктурой на мировых рынках.

Внутренний рынок

Аналитик ожидает, что в 2021–2025 гг. основными драйверами внутренних железнодорожных перевозок металлургических грузов станут проекты в ТЭК, в основном в регионе Восточной Сибири, и инфраструктурные проекты.

В качестве примера И. Коломеец привел проект «Восток-ойл». «Это новый мегапроект «Роснефти» по консолидации текущих месторождений в Красноярском крае и освоению новых мест с более чем пятью месторождениями и ресурсами в 6 млрд т нефти. Мы оцениваем, что проекту понадобится более 1,5 млн т металлопроката (трубы, арматура, металлоконструкции и пр.)», – отметил эксперт. И подобных проектов на горизонте, по его словам, около семи.

Следующий фактор, который выделил И. Коломеец, – развитие городов-миллионников на Дальнем Востоке. По его мнению, новые проекты, заявленные правительством РФ, имеют шанс стать серьезным рычагом для развития перевозок различной металлургической продукции на Дальний Восток, в особенности арматуры и иных конструкционных элементов. На первом этапе строительства первого города-спутника планируют построить около 1 млн кв. м жилых и коммерческих помещений. А на протяжении всего времени реализации – около 3 млн кв. м. По оценке Metals & Mining Intelligence, проекту понадобится более 10 млн т металлопроката на первом этапе и около 30 млн т на всем горизонте.

Однако инфраструктура должна развиваться параллельно этим проектам. Поэтому, по мнению эксперта, надо особое внимание уделить тому, как будет реализовываться проект ОАО «РЖД», так называемый второй БАМ. Ожидается, что развитие второй ветки БАМа изменит сложившуюся структуру перевозок и в совокупности с проектом развития городов на Дальнем Востоке повысит общее движение грузов в сторону Азии. Текущий план предусматривает строительство около 340 км путей.
Общая потребность в металлопрокате, вызванная данными драйверами, оценивается в более чем 10 млн т до 2025 года.

Экспортный рынок

«Мы также видим три фактора, которые изменят структуру портфеля металлургических предприятий и развитие железнодорожной инфраструктуры», – продолжил И. Коломеец. В их числе – пошлины на экспорт металла из РФ (это относительно краткосрочный фактор, влияющий на переориентацию транспортных потоков с экспорта на внутренний рынок), зеленые налоги на CO2 и ESG (среднесрочный фактор, который повлияет не только на структуру грузов металлургических предприятий, но и на структуру поставщиков) и развитие Северного морского пути (долгосрочный фактор, который будет трендом развития железнодорожной инфраструктуры).

Как подчеркнул И. Коломеец, с вводом экспортных пошлин и новых ставок НДПИ под влияние государственного регулирования попадет более 50 млн т металлопродукции.

Далее эксперт отметил, что для логистических компаний ситуация с развитием углеродных налогов и переходом на зеленую энергию и производство означает изменение структуры перевозок с увеличением доли чистого сырья. Кроме того, до того как металлурги перейдут на достаточно зеленое производство, следует ожидать роста потребности во внутренних перевозках. «Очевидно, что крупные игроки идут по пути инвестиций в новую цепочку, которая будет базироваться на более чистых и экологически обоснованных технологиях, связанных с использованием металлизированного сырья. Структура товаропотока в связи с этим также будет меняться, вырастут перевозки ГБЖ и лома, они будут замещать уголь, руду, чугун», – пояснил он.

В отношении Северного морского пути И. Коломеец подчеркнул, что его развитие не только повысит востребованность морских перевозок, но также станет драйвером развития железнодорожной инфраструктуры для государственных проектов. Кроме того, развитие инфраструктуры вдоль пути будет необходимо для его функционирования.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions