+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
24.02.2021 12:37:21
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Итоги-2020: льготная ипотека и коронавирус снизили объем перевозок стройматериалов

В январе 2020 года по железной дороге перевезли 8,4 млн т, а в январе 2021-го, по статистике ОАО «РЖД», 8,3 млн т. Итого по итогам 2020 года объем грузоперевозок строительных грузов снизился на 3,8%. Эксперты рынка объясняют: на снижении уровня перевозок стройматериалов сказались коронакризис, укрепление национальной валюты и льготная ипотека.
Аномалии на рынке жилья

Правительство России, чтобы поддержать строительную отрасль, утвердило в апреле 2020 года программу льготной ипотеки под 6,5%. Она по плану должна была окончиться в ноябре, но была как успешная продлена до середины 2021-го. Причем строительный рынок на программу отреагировал по-разному.

Первое: число сделок купли-продажи выросло как на первичном, так и на вторичном рынке недвижимости. Росреестр зафиксировал на рынке новостроек скачок на 15%. На покупку жилья было выдано 1,7 млн кредитов, что, по данным банка «ДОМ.РФ», на 35% больше, чем годом ранее. Объем выданных ипотечных средств превысил 4 трлн руб., это на 51% больше, чем в 2019-м.

Второе: грузооборот стройматериалов, согласно статистике ОАО «РЖД», снизился на 3,8% – в январе 2021-го по железной дороге перевезли 8,3 млн т, для сравнения, годом ранее было перевезено 8,4 млн т.

Третье: льготная ипотека не сказалась на производстве стройматериалов. По данным независимой инвестиционно-консалтинговой компании в промышленности строительных материалов CM PRO, в 2020 году на 13,7% упал спрос на листовое стекло, на 10% на железобетонные изделия и конструкции, на силикатный кирпич – на 8%, а на керамический – на 4,7%. Рынок нерудных строительных материалов просел не столь значительно, падение достигло отметки в 4,3%.

Исполнительный директор CM PRO Евгений Высоцкий говорит, что снижение производства цемента в 2020 году было не столь значительным – за год на 3,0%, до 55,9 млн т. «Это не самый плохой результат с учетом того, что в апреле падение производства составило более 17% к аналогичному периоду 2019-го. Полгода понадобилось цементной отрасли на восстановление ежемесячных объемов производства до уровня 2019 года. Но в итоге производство снизилось на 3,0%, а потребление цемента сократилось на 3,9%, до 55,7 млн т», – разъясняет эксперт.

Цемент: производство растет – отгрузки падают

По данным СМ PRO, в 2020 году было произведено 55,9 млн т цемента (снижение к 2019 г. – 3%). Однако отгружено было до 55,5 млн т (снижение к 2019 г. – 3,5%).

Причем только в декабре было произведено 3,3 млн т, а отгружено 3,2 млн т. Из них 1,5 млн т отгружено для перевозки по железной дороге. Но несмотря на декабрьский рост показателя на 7,4% (по сравнению с аналогичным периодом за прошлый год) за весь 2020 год железнодорожные перевозки цемента в РФ уменьшились на 4,6%, до 24,6 млн т (доля перевозок цемента железнодорожным транспортом уменьшилась с 44,5 до 44,2%).

Экспорт цемента по годовым показателям увеличился на 14,4% и достиг 1,1 млн т. Импорт же уменьшился на 4,4%, и теперь он составляет 1,3 млн т. Эксперты утверждают, что динамике способствует укрепление национальной валюты.

Аналитики «ДОМ.РФ» зафиксировали в 2020-м снижение объемов строящегося жилья: показатель на фоне ажиотажного спроса на новостройки упал на 12,5%, с 107,5 млн до 94 млн кв. м. Эксперты госкорпорации оправдывают отрицательную динамику так: застройщики сократили запуск новых проектов в первой половине 2020 года на фоне борьбы с распространением коронавируса и вызванного им кризиса.

Алексей Белоусов, директор объединения строителей Санкт-Петербурга, считает, что запуск новых проектов не произошел и во второй половине 2020 года, так как перед застройщиками и не стояло задачи наращивать объемы жилья, вводимого в эксплуатацию. Эксперт подчеркивает, что в ушедшем 2020-м Минстрой уменьшил в регионе норматив ввода жилья: «Застройщики агломерации – Петербурга и Ленобласти – и не планировали наращивать темпы строительства в 2020-м. И по итогам года роста во вводе жилья не зафиксировано: было введено около 3,1 млн кв. м жилья в Петербурге и чуть меньше в Ленобласти».

Однако, согласно статистике CM PRO, за год прирост потребления цемента на 2,7%, до 140 тыс. т, показал только Северо-Западный федеральный округ (итого 5,3 млн т).

В остальных регионах эксперты зафиксировали падение потребления: наибольший показатель (более 5%, до 894 тыс. т) у Центрального федерального округа (итого 16,5 млн т).

2021-й: тенденции рынка

По предварительным данным Евгения Высоцкого, исполнительного директора CM PRO, потребление цемента в январе снизилось на 6,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года: «Интересным представляется 2021 год с учетом сигналов участников строительной индустрии о сокращении числа новостроек, возможной приостановке программы льготной ипотеки, обязательном переходе строительной отрасли на эскроу-счета и проектное финансирование и других факторов. Скоро наступит II квартал – период прошлогоднего провала в отрасли, и свою роль может сыграть эффект низкой базы. Будет ли этого достаточно, чтобы вывести показатели отрасли в плюс – скорее да, чем нет. Но явно недостаточно для придания отрасли инновационного характера в среднесрочной перспективе».

Программа льготной ипотеки по плану должна была завершиться уже этим летом, однако ее могут продлить, заявил на прошлой неделе вице-премьер Марат Хуснуллин на совещании в полпредстве УрФО в Екатеринбурге:

«Мы предложим новые механизмы по ипотеке, может, какие-то решения. Базово мы считаем, что продлим ипотеку. Вы всем своим застройщикам скажите, что мы в любом случае эту программу бросать не будем», – сказал он.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions