+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
03.12.2021 17:43:26
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Инвестпрограмма РЖД: какой будет игра по новым правилам?

В четверг, 2 декабря, кабмин одобрил финансовый план и инвестиционную программу ОАО «РЖД» на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 гг. Общий объем инвестиций в развитие железных дорог составит 3,3 трлн руб. Так, в следующем году сумма инвестиций составит 1,02 трлн руб., 1,14 трлн руб. в 2023 году и 1,1 трлн руб. в 2024-м. Такие средства на эти цели выделяются впервые.
Суммарная индексация тарифа составит 6,8% в следующем году, в 2023–2024 гг. она составит 6,6 и 6,1% соответственно при сохранении текущих инфляционных ожиданий.

Будет введена дополнительная надбавка к тарифу на капремонт – 1 п. п. в 2022 году и 2 п. п. в 2023–2024 гг., что даст монополии около 164 млрд руб. новых поступлений.

Участники рынка и клиенты монополии еще до принятия инвестпрограммы и решения об индексации тарифов высказывали свои возражения, точки зрения на будущую ситуацию в отрасли, учитывая ранее предусмотренный социально-экономическим прогнозом рост на 4–4,5% в год.

В конце 2017 года распоряжением правительства РФ № 2991-р на период 2018–2025 гг. был определен подход по долгосрочным параметрам индексации тарифов, который явился прорывом в регулировании услуг ОАО «РЖД» и которого в целом регулятор придерживался на протяжении 2018–2021 гг. Основополагающей для принятия данного распоряжения являлась необходимость не просто прогнозируемости изменения тарифов, но также и сдерживание их уровня, что определило закрепление индексации тарифов по формуле «инфляция минус». Тогда, как отмечают сами грузоотправители, они получили стабильность и уверенность в завтрашнем дне, а также возможность долгосрочного планирования развития бизнеса.

В течение всего года участники рынка грузовых железнодорожных перевозок, несмотря на то, что уровень тарифа оставался высоким, отмечали его основной плюс – сохранение определенной стабильности. И многие говорили о необходимости снизить тариф в сложившихся экономических условиях.

Грузовые тарифы РЖД, согласно указанному распоряжению, в 2019–2025 гг. рассчитываются по следующему принципу: потребительская инфляция (два года до периода, два года после) минус 0,1 п. п. Но глава компании Олег Белозеров не раз поднимал вопрос о повышении грузовых тарифов, ссылаясь на дефицит инвестпрограммы монополии. РЖД заявили не только о необходимости помощи со стороны государства, но и о поиске средств на ремонт и развитие сети, особенно на фоне роста цен на материалы. Сообщалось, что нехватка средств по ДПР, страдающей от дефицита, в 2022 г. может составить 270 млрд руб., в 2023 г. – 431 млрд руб., в 2024 г. – 791 млрд руб. Кроме того, она включает в себя различные дорогостоящие проекты, например прокладку Северного широтного хода.

Для компенсации дефицита монополии в 2022 году власти рассматривали различные варианты, в том числе вхождение ВЭБ.РФ в капитал РЖД в следующем году на 82 млрд руб., выделение Минфином РЖД 140 млрд руб. в 2025–2026 гг. и повышение тарифов на перевозку контейнеров и антрацита.

В итоге правительство РФ одобрило проект финансового плана и инвестпрограммы РЖД на 2022 год и 2023–2024 гг. Объем действующей инвестпрограммы РЖД до 2023 года, утвержденной в начале этого года, составляет около 2,3 трлн руб., в том числе на 2021 г. – 731,6 млрд, 2022 г. – 807,4 млрд и 2023 г. – 760,6 млрд. По состоянию на сентябрь ее дефицит на 2022 г. составлял 270 млрд руб.

Согласно инвестпрограмме, в ремонты планируется вложить более 1 трлн руб. за три года, 723,3 млрд руб. вложить в приведение объектов путевого комплекса к нормативным требованиям, обновление искусственных сооружений, устройств электроснабжения, автоматики и телемеханики. В целом должно быть отремонтировано 14,8 тыс. км пути и реконструировано более 900 км контактной сети.

Также к 2024 году планируется увеличить перевозки контейнеров до 1,66 млн TEU, пассажирооборот Центрального транспортного узла – до 824,5 млн человек, провозную способность на БАМе и Транссибе – до 180 млн т, на подходах к портам Юга – до 125,1 млн т и Северо-Запада – на 145,6 млн т.

Эксперты рынка рост тарифов РЖД назвали вынужденной мерой для компании: она работает на внутренний рынок и не может получить никаких выгод от валютного курса или роста цен на сырье, и эти факторы давят на финансовые показатели компании.

Как известно, увеличились цены на топливо, электроэнергию и материально-технические ресурсы, устанавливаемые поставщиками. Этот рост значительно превысил прогноз Минэкономразвития России, учтенный при формировании финансового плана холдинга.

В итоге все это сократило возможности ОАО «РЖД» по формированию источников финансирования инвестпрограммы. В середине ноября председатель правительства РФ Михаил Мишустин подписал распоряжение о выделении 149,6 млрд руб. на сокращение долговой нагрузки «РЖД» из резервного фонда правительства РФ. По итогам за 9 месяцев 2021-го, согласно отчетам ОАО «РЖД», долговой портфель холдинга вырос до 1,666 трлн руб., что на 8,8% больше, чем за тот же период прошлого года. Сегодня стало известно о том, что совет директоров «РЖД» утвердил условия размещения акций компании почти на 180,3 млрд руб. в пользу государства

Высказывая свою позицию, руководство самой компании «РЖД» заверяет в поддержании экономически обоснованного изменения тарифа. «Мы понимаем, что некоторые направления, прежде всего угольное, нужно поддерживать. Но сложившаяся сейчас ситуация подталкивает нас к тому, что тарифные решения должны быть изменены. У нас действует перекрестное субсидирование, и на этом фоне справедливо повысить тариф на убыточные грузы и снизить – на высокодоходные. То есть мы создадим дополнительные условия для развития перевозок малого и среднего бизнеса», – комментировал О. Белозеров.

Кроме того, как недавно высказывался заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник ЦФТО Алексей Шило, ранее заложенная формула в систему тарифообразования РЖД предполагала более равномерные изменения экономики и рынка.

Но на фоне экономического спада компания недополучила часть доходов. При этом в РЖД, подчеркивают: у компании нет сегодня задачи получить сверхприбыль. «Все полученные средства при изменении тарифообразования останутся в стране и экономике РФ», – пояснял А.Шило, добавляя, что более гибкая система тарифообразования должна подразумевать, что в случае ухудшения конъюнктуры тарифы будут снижаться.

Эксперты отрасли, с одной стороны, считают, что грузоотправители справятся с ростом цен в 2022-м, но, возможно, не в последующие годы. Так, директор группы корпоративных рейтингов АКРА Илья Макаров назвал повышение тарифов РЖД обоснованным, учитывая рост инфляции в последнее время до более 7%. Аналитики также высказали мнение о том, что ускорение индексации грузовых тарифов увеличит затраты грузоотправителей, но незначительно.

С другой стороны, участники рынка выражают тревогу о самом дисбалансе тарифной системы. Так, начальник департамента стратегических проектов АО «Новая перевозочная компания» (входит в группу Globaltrans) Сергей Евстратов основной причиной актуальных финансовых и инвестиционных проблем РЖД называл сохранение перекрестного субсидирования при перевозках грузов первого тарифного класса, а именно энергетического угля на экспорт.

Кроме того, представители операторских компаний уже не раз настаивали на том, что контейнеры – это драйвер развития, но нужно разделить дополнительную индексацию контейнерных перевозок на несколько этапов, чтобы «не повергнуть контейнерный рынок в шок». Так, президент, председатель правления ПАО «ТрансКонтейнер» Александр Исурин отмечал недавно, что тарифное регулирование должно учитывать конъюнктуру рынка. По его мнению, повышение тарифного и ценового давления может спровоцировать переключение объема с железнодорожного на альтернативные виды транспорта.

Более того, при изменении долгосрочного принципа тарификации инфраструктурные проекты, имеющие срок окупаемости не менее 10 лет, становятся более рисковыми.

В целом операторы назвали масштабы инвестпрограммы запредельными для ОАО «РЖД» в части освоения, учитывая предыдущий опыт по регулярному сдвигу сроков вправо. А изменение договоренностей без широкого обсуждения – негативным посылом бизнесу.

Несомненно, рост тарифов добавит новой нервозности участникам грузоперевозок. Но что будет с рынком – покажет время. При этом эксперты уже не исключили, что тарифы на грузовые перевозки могут «разогнать» промышленную инфляцию (так как индустриальные компании включают их в цены на свою продукцию), и в результате может получиться замкнутый круг, страдать от которого будут конечные потребители.

Удастся ли освоить новый беспрецедентный объем инвестиций? Тоже большой вопрос для всех участников перевозочного процесса. Учитывая объем дефицита и долгового портфеля, вероятность будущей корректировки проектов из инвестпрограммы, несомненно, высока.

Добавим, что тарифные и другие вопросы будут обсуждаться 9 декабря 2021 года на XIX Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство», которая состоится в г. Москве (Русаковская ул., д. 13, стр. 5, отель «Бородино»). В рамках форума запланировано пять дискуссий, посвященных дальнейшей стратегии и проблемам развития транспортного рынка, тарифной политике, производству и ремонту вагонов, цифровым технологиям, а также мультимодальным перевозкам. Дополнительная информация по ссылке.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions