Начало 2025 года демонстрирует значительное увеличение выпуска подвижного состава с улучшенными характеристиками к прошлогоднему уровню.
В январе произведено 1,8 тыс. вагонов с увеличенной нагрузкой на ось, тогда как годом ранее – 0,7 тыс. В феврале – 2,3 тыс. против 1,4 тыс.
Стоит сказать, февральский результат оказался одним из высоких за последний год. Аналогичный объем производства инновационного парка был только в сентябре и октябре 2024-го.
За 2 месяца этого года выпуск инновации составил 4,1 тыс. ед., что на 64% превышает соответствующий прошлогодний результат. К сведению, всего за январь – февраль, по уточненным данным, произведено примерно 11 тыс. вагонов различного типа с приростом к уровню 2024 года на 9%.
Основной процент выпускаемой инновации – 80% – приходится на полувагоны. Остальную долю делят поровну цистерны и хопперы-дозаторы.
Динамику роста показал сегмент полувагонов и цистерн. Их за 2 месяца произведено 3,3 и 0,4 тыс. ед. соответственно, что в 2,3 раза, или на 77% больше, чем за январь – февраль 2024 года.
При этом поставки инновационных хопперов упали на 47%, до 0,4 тыс. ед. Доля последних в общем выпуске инновации последние годы сокращается: в 2023-м она составляла 38,5%, в 2024-м – 32%, а сейчас опустилась до 10%.
Полигон выбирает
Стоит сказать, что в РЖД, несмотря на в целом отрицательное отношение к пополнению общего парка вагонов на сети, превышающего списание, поддерживают создание вагоностроителями инновационного подвижного состава – как полувагонов, так и цистерн.
Возить больший объем грузов меньшим числом вагонов перевозчик наиболее заинтересован на лимитирующих направлениях, в первую очередь Восточного полигона.
По итогам прошлого года в перевозках экспортного угля там было задействовано 76 тыс. инновационных полувагонов, или 65% инновации, участвующей в вывозе угольной продукции, информирует председатель совета директоров Ассоциации морских портов Денис Илатовский.
Потребности в подвижном составе с осевой нагрузкой 25 тс, как ожидается, будут расти. К 2030 году потребный парк с улучшенными характеристиками для перевозок угля на восток оценивается в 180 тыс. ед. с учетом 100% перехода на инновацию при экспорте топлива в восточном направлении, что и будет поддерживать спрос на инновационное вагоностроение. Общее число полувагонов повышенной грузоподъемностью для транспортировки угля на сети может увеличиться с 126 до 224 тыс.
По словам исполнительного директора союза «Объединение вагоностроителей» Евгения Семенова, возможно, имеет смысл не полностью переводить типовой парк на инновационный, хотя в случае с полувагонами – это наиболее предпочтительный вариант. «По цистернам все зависит от наливной плотности грузов. Если она выше 800 кг/куб. м, то однозначно должны быть вагоны с осевой нагрузкой 25 тс. Если меньше, то на усмотрение собственника. Аналогичная ситуация по хопперам. Минераловозы и цементовозы должны быть с тележкой 25 тс, а что касается зерновозов, то это уже на выбор», – считает Е. Семенов.