+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
18.05.2021 11:48:04
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Индекс качества системно снижается

В I квартале 2021 года значение обобщенного Индекса качества оказалось ниже, чем в любом из кварталов прошлого года. При этом и к предыдущему кварталу и к соответствующему периоду прошлого года снизилось большинство компонентов Индекса качества. То есть речь идет о его системном снижении.
Драйверами снижения Индекса качества стали показатели, связанные с вагонным парком: «наличие вагонов нужного типа в необходимом количестве», «подача вагонов под погрузку/выгрузку по графику» и снизившийся лишь к предыдущему кварталу, но сразу на 2 балла критерий «стоимость услуг компаний-операторов».

Учитывая, что парк грузовых вагонов на сети российских железных дорог в I квартале 2021 года превысил 1,2 млн ед. и вплотную приблизился к исторически максимальному уровню, сильное снижение именно показателя «наличие вагонов нужного типа в необходимом количестве» кажется труднообъяснимым. Показательно, что многие грузоотправители упрекают операторов в формировании искусственного дефицита вагонов.
Появление локальных дефицитов вагонов на фоне общего роста парка – ненормально и свидетельствует о необходимости системного улучшения его использования на основе прозрачных, понятных всем участникам рынка механизмов. Это относится и к ставкам за использование вагонов. Неслучайно грузоотправители высказывают пожелание «сделать публичными ставки для массовых грузов первого тарифного класса».

В целом ухудшение ситуации с доступностью вагонов и уровнем ставок за их использование привело к неполному удовлетворению спроса на перевозки (соответствующий критерий претерпел ровно такое же снижение, как и показатель наличия вагонов) и уходу части грузов на другие виды транспорта, в частности – речной. Тем самым снижается рыночная конкурентоспособность железнодорожной отрасли, что наносит ущерб как самим операторским компаниям, так и перевозчику.

Говоря о рыночной конкурентоспособности, нельзя не отметить снижение сразу на 4 балла к предыдущему кварталу весьма значимого для ее обеспечения показателя «соблюдение сроков доставки, в том числе в сравнении с нормативными», хотя он и остался на 2 балла выше уровня соответствующего периода прошлого года. Из комментариев респондентов следует, что их требования к данному аспекту качества перевозочной услуги повышаются. Многим грузоотправителям важно не просто соблюдение скорости и срока доставки, а доставка именно в заданное время, что требует выстраивания четкой, отхронометрированной процессной логистики, начиная от подачи вагона под погрузку и его отправления и заканчивая сдачей вагона грузополучателю. Эти требования должны учитываться при организации перевозочного процесса.

И, конечно, базовым условием обеспечения конкурентоспособности железнодорожного транспорта, количественного и качественного удовлетворения спроса на перевозки является развитие инфраструктуры, оценка уровня которого грузоотправителями в минувшем квартале, в условиях увеличения количества вагонов на сети и постпандемийной активизации перевозок, снизилась до уровня соответствующего периода прошлого года, минимального за последние пять лет. Для обеспечения высокого качества перевозок требуется комплексное развитие железнодорожной инфраструктуры в рамках как крупных, так и увязанных с ними локальных проектов. Кроме того, с учетом капиталоемкости и длительности реализации инфраструктурных проектов необходимо улучшение использования существующей инфраструктуры, в том числе за счет рационализации управления парками подвижного состава. Это требует согласованных усилий перевозчика, операторских компаний, грузоотправителей и грузополучателей.

Единственным показателем, который улучшен и к предшествующему кварталу, и к соответствующему кварталу прошлого года, стал критерий «стоимость услуг ОАО «РЖД». Судя по комментариям респондентов, это объясняется прежде всего стабильностью тарифов ОАО «РЖД» на фоне непредсказуемого роста ставок операторских компаний. Следует отметить, что критерий «стоимость услуг ОАО «РЖД» уже в предшествующем квартале вышел на максимальный за пятилетний период уровень. Продолжение его роста свидетельствует о том, что тарифная политика ОАО «РЖД» сбалансирована с экономическими реалиями и ожиданиями товаропроизводителей.


Индекс качества – ежеквартальное исследование журнала РЖД-Партнер по оценке потребителями качества продуктов и услуг, ценовой политики, дополнительных сервисов и специальных предложений на рынке грузоперевозок магистральным железнодорожным транспортом.
По результатам анкетирования проводится расчет Индекса общего уровня удовлетворенности качеством услуг на основе среднего арифметического (простого). Данным индексом обобщаются мнения респондентов по критериям, относящимся к качеству сервиса, оказываемого клиентам железнодорожного транспорта.

В исследовании принимают участие 100 респондентов. Сбор данных выполняется в форме анкетирования и интервьюирования.
В рамках проведения исследования сформирована экспертная группа, задачей которой является анализ прозвучавших мнений и наблюдаемых тенденций.

Краткую версию исследования «Индекс качества» можно скачать здесь.

Полная версия исследования доступна для подписчиков журнала РЖД-Партнер
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions