+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
17.02.2020 15:40:03
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Индекс качества вернул себе значение 2016 года

По итогам IV квартала 2019 года результат исследования журнала РЖД-Партнер Индекс качества составил 65 баллов. По сравнению с III кварталом 2019-го показатель вырос на 1 пункт, однако по сравнению с IV кварталом 2018-го его значение увеличилось на 3 пункта.
«В последние годы значения Индекса в IV квартале демонстрировали разнонаправленную динамику: в 2016-м – падение на 2 пункта, в 2017-м – сохранение уровня IV квартала, в 2018-м – восстановление Индекса после резкого падения в III квартале, – комментирует д. э. н., профессор, директор Института экономики и финансов РУТ (МИИТ) Юрий Соколов. – 2019-й в этом плане демонстрирует более позитивную динамику (впервые за несколько лет): Индекс рос в течение практически всего года, в IV квартале его значение (65 баллов) на 1 балл превышает уровень III квартала и на 4 балла – показатель начала года. А в целом он вернулся к максимальному за 4 года поквартального мониторинга уровню, зафиксированному в I квартале 2016-го», – резюмировал эксперт.

Основным драйвером роста стало улучшение оценок показателя «наличие вагонов нужного типа в необходимом количестве» (на 5 баллов к предыдущему кварталу и на 19 баллов к соответствующему периоду 2018 г.). Такой скачок, по мнению Ю. Соколова, связан с преодолением дефицита вагонов благодаря увеличению их парка: только за IV квартал 2019 года прирост составил около 17 тыс. вагонов, а в целом за текущий год – около 57 тыс. вагонов.

Рост наличия вагонов в условиях свободного ценообразования на операторском рынке привел к снижению ставок и улучшению оценок грузоотправителями показателя «стоимость услуг компаний-операторов»: по итогам IV квартала 2019-го он не только на 11 пунктов превысил уровень аналогичного квартала прошлого года, но и достиг максимума за период с I квартала 2016-го  по IV квартал 2019-го. «Опросы и интервью грузоотправителей, проведенные в рамках исследования, показывают, что в среднем ставки снижаются в разных сегментах рынка неравномерно, но тенденция снижения в целом очевидна, – говорит к. э. н., эксперт Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ ВШЭ Фарид Хусаинов. – Результаты опросов респондентов подтверждаются публикуемыми данными различных площадок. И сайт «Промышленные грузы», и динамика индекса RailCommerce, и ряд других источников подтверждают наличие нисходящего тренда на рынке предоставления вагонов на протяжении II полугодия 2019-го, как, впрочем, и в январе – феврале 2020-го».

Однако в условиях роста удовлетворенности наличием вагонного парка ухудшились оценки уровня развития инфраструктуры до минимального уровня за четырехлетний период поквартального мониторинга (55 баллов). «Это неудивительно, – считает д. э. н., профессор, первый заместитель председателя Объединенного ученого совета ОАО «РЖД» Дмитрий Мачерет, – так профицит парка всегда усугубляет дефицит инфраструктуры. Следует подчеркнуть, что респонденты в своих комментариях отмечают усилия ОАО «РЖД» по развитию инфраструктуры, но считают, что это развитие должно идти быстрее. Рост инвестиций, достигнутый ОАО «РЖД» в 2019 году, и масштабные планы по развитию инфраструктуры, заложенные в ДПР ОАО «РЖД» до 2025 года, должны способствовать удовлетворению чаяний грузовладельцев». Он также обратил внимание на незначительное снижение оценок стоимости услуг ОАО «РЖД» и технического состояния вагонов. Первое, по словам эксперта, во многом связано с отмечаемой грузоотправителями их недостаточной информированностью о параметрах индексации тарифов в 2020 году, второе – с непредсказуемой, по мнению ряда клиентов, ситуацией с выбраковкой вагонов. «Для грузоотправителей важна прозрачность всех процедур: и тарифной индексации, и отцепки вагонов в пути следования по техническому состоянию и др. И это следует учитывать при выстраивании взаимодействия с клиентурой», – отмечает Д. Мачерет.

В целом общую положительную тональность изменения Индекса портит падение погрузки в конце 2019 года, что как раз и может служить причиной снижения цен на перевозку, уменьшения проблем с наличием вагонов и соблюдения сроков доставки и т. п., считает Ю.Соколов. При этом практически никто из опрошенных грузоотправителей не прогнозирует роста погрузки на железную дорогу в 2020 году, предпочитая дополнительные объемы переводить на альтернативные виды транспорта.

«Как показал четвертый квартал, ОАО «РЖД» оказалось снова не готово к падающему рынку. Количество брошенных поездов в декабре 2019 годы выросло более чем в 1,5 раза к ноябрю, - заметил председатель экспертного совета АНО «Институт исследования проблем железнодорожного транспорта» Павел Иванкин. - Монополия перестала справляться с главной задачей - продвижением вагонопотоков. Это тревожный сигнал. Падение объемов перевозок в условиях рекордного прироста вагонного парка и дефицита инфраструктуры приведет к серьезным пробкам из порожних вагонов. Положительная динамика Индекса обусловлена снижением ставок за пользованием вагонами и выравненной ритмичностью. Это дало пользователям возможность сделать глоток воздуха, второй глоток - это индексация без подвоха. На этом резервы кислорода закончились».

Индекс качества – ежеквартальное исследование журнала РЖД-Партнер по оценке потребителями качества продуктов и услуг, ценовой политики, дополнительных сервисов и специальных предложений на рынке грузоперевозок магистральным железнодорожным транспортом.

По результатам анкетирования проводится расчет Индекса общего уровня удовлетворенности качеством услуг на основе среднего арифметического (простого).

В исследовании принимают участие 100 респондентов. Сбор данных выполняется в форме анкетирования и интервьюирования.

Скачать краткую версию исследования Индекса качества можно по ссылке.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions