+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
16.11.2020 17:46:58
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Индекс качества: в чем причина роста?

В III квартале 2020 года значение обобщенного Индекса качества достигло максимального за последние 5 лет уровня – 69 баллов. По сравнению с II кварталом 2020-го показатель вырос на 2 пункта. На максимуме оказались и значения всех компонентов Индекса качества, за исключением трех («уровень информационных технологий и оперативность передачи бухгалтерской документации», «сохранность груза» и «уровень развития транспортной инфраструктуры»).
«Традиционно III квартал – период некоторого снижения оценок, – комментирует директор Института экономики и финансов РУТ (МИИТ), д. э. н., профессор Юрий Соколов. – Основная причина носит сезонный характер: летний пик пассажирских перевозок ведет к съему грузовых поездов, а следовательно, замедлению доставки, снижению возможностей по полному и своевременному удовлетворению спроса по объему и качеству. Добавляет проблем рост спроса на грузовые перевозки. И срабатывает правило: перевозя много, сложно перевозить качественно». Однако, по его наблюдениям, изменение Индекса в 2020 году (рост на 2 пункта, 69 баллов) представляется нетипичным. По мнению Ю. Соколова, причина очевидна: пандемия коронавируса и связанное с ней сокращение деловой активности. «Весьма существенным является спад объемов пассажирских перевозок. На железнодорожном транспорте он не так велик, как, например, на воздушном или внутреннем водном (в отдельные месяцы рассматриваемого квартала – до 50% и более), но также колеблется в интервале 12–25%. Грузовые перевозки показали менее значительный спад. Если в июле было перевезено 103,8 млн т (в июне 2019 г. – 108,1 млн т), то уже в августе ситуация стала выправляться – 108,1 млн т (2019 г. – 109 млн т), сентябрь сохранил тенденцию – 105,3 млн т (2019 г. – 106 млн т)», – приводит статистику эксперт. Следствием стало появление некоторого резерва перевозочных мощностей, что хорошо видно по соответствующим показателям в структуре Индекса: наличие вагонов – 82 балла (+5), подача вагонов по графику – 62 балла (+2), соблюдение сроков доставки – 70 баллов (+1, рост небольшой, но это рекордное значение за последние 4 года).

Однако главным драйвером повышения Индекса качества стало улучшение оценок двух взаимосвязанных параметров – «наличие вагонов нужного типа в необходимом количестве», – закономерно произошедшее в условиях возросшего количества вагонов и невысокого уровня спроса на перевозки. «Причем если 3 года назад показатель «наличие вагонов нужного типа в необходимом количестве» был среди аутсайдеров, то теперь он (наряду с показателем «сохранность груза») превратился в лидера рейтинга», – отметил первый заместитель председателя объединенного ученого совета ОАО «РЖД», д. э. н., профессор Дмитрий Мачерет.

По мнению эксперта НИУ ВШЭ, доцента РУТ (МИИТ), к. э. н. Фарида Хусаинова, оценка респондентами уровня цен операторов вполне коррелирует с понижательной динамикой ставок на предоставление, например, полувагонов, наблюдаемой и весь 2019 год, и три квартала 2020-го. Абсолютные значения несколько различаются, но тенденция и динамика у всех совпадают. «Например, по данным сайта «Промышленные грузы», величина ставки аренды полувагона составляла около 1,9–2 тыс. руб. за вагон в сутки в начале 2019 года, затем снизилась до 1,7–1,8 тыс. руб. в III квартале 2019-го, а потом стала падать более стремительно на фоне увеличивающегося профицита вагонов и достигла в своем падении значений 750–800 руб. в III квартале 2020 года», – сообщил Ф. Хусаинов. Это средние ставки, на отдельных направлениях они могут быть как выше, так и ниже, иногда разброс максимального и минимального значений составляет, по данным респондентов, до 20–25%, но в целом в качестве среднерыночного уровня называется от минус 5% до минус 24% от уровня Прейскуранта. Впрочем, респонденты отмечают, что такое сокращение характерно прежде всего для рынков универсального подвижного состава.

По словам эксперта, понижательная динамика ставок, в свою очередь, сильно коррелирует с динамикой профицита. Как минимум по нескольким из существующих на рынке методикам профицит полувагонов в апреле – августе 2020 года был выше, чем в течение 2019-го, и, судя по всему, именно это наряду со спадом погрузки повлияло на динамику ставок.

«Если исходить из гипотезы, что ставки зависят от профицита с небольшим лагом (примерно в 3 месяца), и учитывать то, что величина профицита перестала расти, можно предположить, что падение ставок ниже уровня III квартала в IV квартале не произойдет. С другой стороны, ряд прогнозов, опубликованных в последнее время и построенных на ожиданиях участников рынка относительно закупки новых вагонов и динамики списания, предполагают, что в 2021 году величина профицита немного вырастет и лишь затем, в 2022–2026 гг., вновь будет снижаться. В этом случае, возможно, нынешние ставки не будут увеличиваться не только до конца 2020 года, но и значительную часть 2021-го, что, конечно, будет болезненно для операторов подвижного состава. Единственное, что сможет смягчить эту тенденцию, – это восстановление погрузки до докризисных уровней, но этот параметр в нынешних условиях ожидания второй волны пандемии и возможных ограничений слишком непредсказуемый», – говорит Ф. Хусаинов.

Следствием снижения погрузки на фоне более высокого, чем в 2019 году, профицита стал рост среди респондентов удовлетворенности «наличием вагонов нужного типа в необходимом количестве», причем это касается не только полувагонов, но и в целом всех родов подвижного состава.

Оценки показателей «техническое состояние вагонов» и «подача вагонов под погрузку/выгрузку по графику», на которые также объективно влияет наличие вагонов, возросли в существенно меньшей степени, и их значения значительно уступают оценке наличия вагонов. «Это свидетельствует о том, что экстенсивные возможности для улучшения обеспечения грузоотправителей погрузочными ресурсами исчерпаны, необходимо фокусировать внимание на улучшении технического состояния вагонного парка и его использования, – комментирует Д. Мачерет. – Последнее связано в том числе с инфраструктурным развитием, уровень которого грузоотправителями оценивается по-прежнему невысоко, причем эта оценка осталась на уровне не только предыдущего квартала, но и соответствующего квартала прошлого года, не увеличившись даже в условиях снижения интенсивности спроса на перевозки. Это свидетельствует о приоритетном значении развития железнодорожной инфраструктуры, являющегося необходимым условием обеспечения высокого качества услуг на рынке грузоперевозок магистральным железнодорожным транспортом.

Некоторое снижение оценки показателя «уровень информационных технологий и оперативность передачи бухгалтерской документации» по сравнению как с предшествующим кварталом, так и с соответствующим периодом прошлого года связано с переходом к новой платформе ЭТРАН, отметил Д. Мачерет. Хотя новая платформа открывает и новые возможности перед пользователями, как и ко всему новому, к ней требуется определенная адаптация. Можно ожидать, что после того, как эта адаптация произойдет, оценка данного показателя восстановится. Впрочем, и сейчас, несмотря на некоторое снижение, его уровень довольно высок.

«В целом следует отметить, что в условиях снижения интенсивности спроса на перевозки железнодорожным компаниям удалось повысить качество услуг на рынке грузоперевозок магистральным железнодорожным транспортом. Это чрезвычайно важно в период спада, когда конкуренция за грузы возрастает. Весьма желательным было бы создать при этом основу повышения конкурентоспособности железнодорожного транспорта и в перспективе – восстановления спроса на перевозки», – резюмировал эксперт.
Напомним, что эти и другие актуальные для рынка вопросы будут обсуждаться на XVIII Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство», которая пройдет 10 декабря 2020 года в формате онлайн. Девиз мероприятия – «Разговор без купюр».

Ежегодно международная конференция «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство» привлекает более 300 участников – руководителей транспортно-логистических, стивидорных, операторских компаний, представителей грузогенерирующих промышленных предприятий, отраслевых ведомств и органов власти, а также экспертов. Столь многочисленная и разнообразная аудитория создает возможность для налаживания полезных связей и живого общения непосредственно на площадке конференции. 

Зарегистрироваться для участия в мероприятии можно здесь, по тел. +7 (812) 418-34-90 или по электронной почте conf@rzd-partner.ru

О том, как оценивают данные предложения регуляторы и собственники вагонов, мы будем информировать наших читателей по мере поступления информации.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions