Некоторые отправители отметили, что вагонов хватает, парк едет и ситуация в сторону дефицита или профицита особо не изменилась. Ряд предприятий не испытывают сложностей с наличием подвижного состава ввиду значительного сокращения отгрузки. Представитель лесного сегмента выразился так: «Лесных платформ сколько хочешь, другое дело, что они никому сейчас не нужны, потому что куда ехать и зачем – неясно. Так что не видим смысла повышать оценку даже на фоне снижения ставок и увеличения численности свободного парка, ведь уехать на нем с грузом все равно нельзя». (В III квартале данная компания была вынуждена остановить работу, потому что экспорт леса в Финляндию из-за санкций прекратился еще в августе. –
Прим. ред.)
Большинство же грузовладельцев отметили появившиеся проблемы с наличием вагонов. Причем вагоны вроде как есть, но они длительное время находятся в пути следования. Либо брошены, либо тот участок пути, который ранее преодолевали, условно, за 2 дня, теперь проезжают за 5–6 дней, из-за чего и образуется дефицит. Нередко проблемы магистральной сети перекладывают на пути необщего пользования, в итоге некоторые грузовладельцы чувствуют себя в ловушке: вагонов много, но груженые стоят, а порожние под погрузку не подать. Ситуация аналогична той, что раньше была характерна для ряда предпортовых станций.
Основные сложности грузоотправители испытывают с универсальными вагонами, которых катастрофически не хватает. «Сейчас начались проблемы с подсылом крытых, что связано, как говорят собственники, с дефицитом вагонов на Горьковской железной дороге. Плюс часть парка Минобороны забирает под свои нужды», – рассказывает респондент.
Другой отправитель, оставив оценку данного критерия на уровне предыдущего квартала, так как потребность в подвижном составе была закрыта (отправки в основном повагонные, частично небольшими группами), отметил нюанс по качеству: «Наш груз – это биг-беги для упаковки сыпучих материалов, продуктов и пр. Логичнее и выгоднее использовать крытые вагоны большой кубатуры, чтобы больше поместилось товара. И вот такие крытые вагоны найти сложно, в частности, на Московской железной дороге в III квартале их практически не было. Мы, конечно, понимаем, что сейчас такие вагоны востребованы для отправок в зону СВО, но наши проблемы остались нерешенными».
Не хватает также полувагонов, хопперов-цементовозов. «Нехватка полувагонов связана со смещением грузопотоков, полувагоны сейчас в основном используются под уголь на азиатском направлении. Там тоже не все гладко, но более понятно по сроку оборота. Все ринулись на восток – и поэтому в Центральном регионе парка стало не хватать», – говорит другой представитель промпредприятия.
Проблема в том, вздыхают репонденты, что операторы теперь крайне неохотно подсылают вагоны издалека, даже за доплату порожнего перегона. Стало слишком много барьеров для перемещений порожних вагонов. Кроме того, повысились риски штрафов от операторов – станции стали хуже работать, подвод и вывод вагонов замедлился.
Ежегодно конференция «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство» привлекает более 300 участников – руководителей транспортно-логистических, стивидорных, операторских компаний, представителей грузогенерирующих промышленных предприятий, отраслевых ведомств и органов власти, а также экспертов. Столь многочисленная и разнообразная аудитория создает возможность для налаживания полезных связей и живого общения непосредственно на площадке конференции. Кроме того, дискуссии в ходе деловой программы позволяют обсуждать важные для участников рынка перевозок вопросы с представителями регуляторных органов, экспертами и коллегами по отрасли.
Организатором конференции традиционно выступает журнал РЖД-Партнер. Дополнительная информация о мероприятии размещена на специальной странице мероприятия
по ссылке. Детали и условия участия можно также уточнить по тел. +7 (812) 418-34-90 и электронной почте
conf@rzd-partner.ru.
Краткие версии исследования
здесь.
Полная версия выпуска исследования за III квартал 2022 года доступна
в личном кабинете.
Автор: Виктория Зайцева
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.