+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
18.05.2022 15:37:31
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Индекс качества: последствия сбоя в логистике

В I квартале 2022 года продолжилось снижение Индекса качества услуг на рынке железнодорожных грузовых перевозок. Но, как и в предыдущем квартале, оно было не столь существенным – обобщенный Индекс качества снизился на 1 балл (с 58 до 57), как и кварталом ранее (с 59 до 58). Говорит ли это об исчерпанности тренда на ухудшение ситуации, или это еще не дно?
Ситуацию в I квартале по всем критериям разумно делить на периоды до и после 24 февраля. Никто из респондентов раньше с подобным санкционным давлением не сталкивался, поэтому на рынке сейчас непонятно и неопределенно. Тем не менее пока РЖД со своими тарифами являются самым дешевым перевозчиком в России, поэтому часть отправителей по такому показателю, как «стоимость услуг ОАО «РЖД», оставили высокую оценку.

В целом для РЖД тарифный вопрос сейчас – это вопрос грамотного подхода: если увеличить объемы перевозок, то и тарифы значительно поднимать не придется. В идеале было бы лучше сохранять их на имеющемся уровне, говорят грузовладельцы, а если заводить речь о повышении, то это разумно делать в отдельных сегментах, в первую очередь контейнерном, в связи с уходом морских контейнерных перевозчиков и сокращением экспорта/импорта.

Практически все опрошенные участники исследования крайне озабочены постановкой вопроса о ежеквартальной индексации, поскольку это нарушает все прежние договоренности.

«Похоже, что такое решение находит поддержку у регуляторов. Правда, не в том варианте, какой выдвинули в ОАО «РЖД». Но все равно хорошего мало, – говорит один из отправителей. – А если еще пройдет идея увеличения экспортной надбавки, то станет совсем тяжко».

В отличие от перевозчика, операторы по-прежнему стремятся удержать высокие ставки, но, как говорят респонденты, в целом ситуация стабилизировалась. Некоторым грузовладельцам приходится брать и дорогой подвижной состав. Однако если ранее и по высокой цене не было твердых гарантий подсыла, то теперь рынок ведет себя более предсказуемо. Грузовладельцы могут ориентироваться уже на определенный уровень ставок аренды.

Что касается обеспеченности подвижным составом, то, как отмечают респонденты, универсальных вагонов много, но парк неравномерно раскидан по всей сети. «Управление парком полувагонов требует большей организации, – говорит представитель сегмента строительных грузов, – поэтому мы вынашиваем идею организации электронной площадки, где грузоотправители-карьеры, трейдеры, операторы и собственники будут искать наиболее подходящие сторонам сделки».

Другой респондент, рассуждая об этой же проблеме, озвучил предложение передать часть парка полувагонов под управление ОАО «РЖД». «Необходима консолидация парка. А пока получается, что парк разбит на мелкие партии, которые гоняют по сети туда-сюда. Получается, вагонов мало – плохо, но когда вагонов много и их приходится собирать из разных мест – не лучше», – сказал он.

По критерию «оперативность согласования заявок» многие респонденты снизили свою оценку. Ситуация складывалась не лучшим образом, некоторые направления согласовывались сложно и долго. При этом речь не только о восточном направлении. Многие отправители давно исключили Дальний Восток из своих логистических цепочек.
В I квартале заявки формально согласовывались, но сеть встала фактически еще до начала спецоперации, буквально с начала года, говорит владелец лесных грузов. По его словам, именно перевозки государственного назначения мешали обычному движению, везли горючее, технику, это тормозило все остальное.

«На Северо-Западе тоже сложно, если не сказать трагично. В связи с санкциями отправить нашу экспортную продукцию в Европу с Урала через порты Санкт-Петербурга теперь нельзя, – вздыхает грузовладелец. – Сейчас для нас острая проблема – это полный пересмотр логистики экспортных поставок. Так как этот поток вряд ли удастся перевести на Дальний Восток из-за фактически дискриминационного доступа, то рассматриваем варианты отправок через Иран, но это вряд ли будет простая и дешевая история».

Сроки доставки, как и оперативность согласования заявок, оказались в топе падения. К слову, подобных низких значений еще не фиксировалось за всю историю наблюдений. Перегоны забиты поездами, скорость доставки по сравнению с прошлым годом замедлилась. Хуже всего на ОЖД, Горьковской, Московской железных дорогах, сообщил один из отправителей строительных грузов.

Как полагают многие грузовладельцы, все упирается в локомотивы, которые распределены по сети так, что стало не хватать локомотивных бригад. Одно время можно было сослаться на сложности, вызванные мерами по борьбе с коронавирусом, но сейчас все возвращается к прежним нормативам работы. Однако плечи длинные, переработок много, потому увеличивается количество отгулов машинистов. Причины цепляют одна другую, и их не разорвать.

С учетом всех вышеназванных трудностей неудивительно, что оценка полноты удовлетворения спроса – на историческом минимуме. «Вроде что-то немного улучшится, а потом все сползает на прежний уровень, – говорит отправитель.– Понятно, что РЖД заинтересованы наполнить сеть. А чем – неважно. Можно везти уголь. Кроме как железной дорогой его и не отправишь. Но ведь есть масса грузов, которые не могут принять на сеть. Много узких мест. И приходится грузить на автотранспорт». Другой респондент также подтвердил, что лучше и дешевле везти автомашиной даже на дальние расстояния.

Отдельные грузоотправители жалуются на то, что из-за неприема сетью РЖД не получается грузить больше. «В 2021 году погрузили меньше на 200 тыс. т грузов. Спрос был, но в II и III кварталах не было вагонов – даже по высокой цене, – рассказывает представитель сегмента строительных грузов. – В IV квартале они появились, но к нам в нужном количестве не могли пробиться по сети».

А некоторые из респондентов настроены более чем пессимистически. Для них вопрос уже даже не в оценках удовлетворенности, а в том, как сохранить бизнес в России, особенно если головная зарубежная компания, по сути, покидает страну.

«Мы пока многое не понимаем. Видим, что импорт существенно сократился плюс биржевые истории с выводом денег недоступны. Но бизнесу все равно надо работать, он будет искать путь выхода, никто не будет сознательно лишать себя работы и доходов», – подытожил один из грузоотправителей.

Индекс качества – ежеквартальное исследование журнала РЖД-Партнер по оценке потребителями качества продуктов и услуг, ценовой политики, дополнительных сервисов и специальных предложений на рынке грузоперевозок магистральным железнодорожным транспортом. Распространяется среди подписчиков журнала РЖД-Партнер, в том числе руководителей ОАО «РЖД», отраслевых ассоциаций, органов государственной власти.

Предлагаем воспользоваться возможностями исследования «Индекс качества услуг на железнодорожном транспорте» за I квартал 2022 года для доведения до целевой аудитории ваших реальных и потенциальных клиентов информации об услугах или продукции вашей компании.
По вопросам размещения рекламно-информационных материалов в рамках исследования обращайтесь в отдел рекламы по электронной почте reclama@rzd-partner.ru или по тел. +7 (812) 418-34-90.

Краткие версии исследования здесь.

Полная версия предыдущего выпуска исследования за IV квартал 2021 года доступна в личном кабинете.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions