• Ставка на полувагон
    %
    руб./сут.
  • Индекс качества II КВАРТАЛ 2021Г. - 64 баллa
  • Финансы USD ЦБ РФ 72.29 -0.28 EUR ЦБ РФ 83.61 -0.32
    BTC 54371.31 usd BTC 3898966.64 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
26.08.2021 15:34:42
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Индекс качества, или Ирония судьбы

В II квартале 2021 года произошло существенное снижение Индекса качества услуг на рынке железнодорожных грузовых перевозок, значение которого вернулось к уровню двухлетней давности.
Индекс качества, или Ирония судьбы
Ирония ситуации заключается в том, что если 2 года назад 64-балльное значение Индекса качества было результатом его значимого роста, главными драйверами которого были показатели «наличие вагонов нужного типа в необходимом количестве» и «стоимость услуг компаний-операторов», то в истекшем квартале это же значение Индекса качества стало результатом существенного снижения, главными драйверами которого являются те же самые показатели!

На первый взгляд, ситуация может показаться парадоксальной, ведь в II квартале текущего года общий парк вагонов превышал 1200 тыс. ед., находясь на максимальном уровне за последние годы и вблизи исторического максимума, достигнутого в начале 2015 года (свыше 1230 тыс. вагонов). Однако несложный анализ позволяет понять логику этой ситуации.

По сравнению с предыдущим кварталом в II квартале текущего года объем погрузки на сети возрос на 6%, общий парк вагонов – лишь на 0,7%, а рабочий парк практически не изменился (+0,3%). Этих диспропорций оказалось достаточной, чтобы на сети, по словам респондентов, образовались локальные дефициты парка, и оценка наличия вагонов нужного типа в необходимом количестве снизилась сразу на 11 баллов. Соответственно ставки на вагоны резко пошли вверх (респонденты говорят об увеличении и на 20, и на 25%, называются и еще большие величины), а оценка стоимости услуг компаний-операторов снизилась на 9 баллов.
Еще большие диспропорции обнаруживаются при сравнении II квартала текущего и прошлого года. При росте погрузки примерно на 9% общий парк вагонов увеличился лишь на 2,8%, а рабочий парк снизился на 1,1%. Неудивительно, что соответствующая оценка грузоотправителями наличия вагонов нужного типа в необходимом количестве сократилась сразу на 14 баллов, потянув за собой оценку стоимости услуг компаний-операторов (-7 баллов).

Респонденты высказывают различные мнения о причинах возникших диспропорций. Независимо от того, какие из них в большей степени верны, сложившаяся ситуация свидетельствует, во-первых, о высокой чувствительности рынка (не только транспортных услуг, но и товарного) к уровню обеспеченности погрузочными ресурсами, а во-вторых, о серьезном сбое в механизме конкуренции операторского рынка: рост спроса на вагоны вызвал со стороны предложения не своевременное вовлечение резервов парка в работу, а рост цен. Будущее покажет, является ли этот сбой временным или системным.

На фоне роста ставок операторов респонденты положительно оценивают стабильность тарифов на перевозки. Оценка стоимости услуг ОАО «РЖД», снизившись на 1 балл к предыдущему кварталу, осталась на 4 балла выше уровня соответствующего периода прошлого года.
Следует отметить и улучшение оценки (после снижения в предыдущие кварталы) уровня информационных технологий сразу на 3 балла. Это подтверждает высказывавшееся мнение о временном характере ранее произошедших ухудшений данной оценки, связанных с тем, что грузоотправители не успели адаптироваться к новым информационным сервисам.
Возникновение дефицита парка, естественно, ухудшило оценку удовлетворения спроса на перевозки, которая опустилась до минимального значения за последние 2,5 года.
До минимума (в условиях роста погрузки выше допандемийного 2019 г.) снизилась и оценка уровня развития инфраструктуры. Это еще раз показывает, что развитие инфраструктуры является базисом обеспечения высокого качества транспортных услуг. Очень важно, что в 2020 году, несмотря на внешний шок, связанный с пандемией, ОАО «РЖД» удалось не только не снизить объем инвестиций в развитие сети, но обеспечить их существенный рост. Последовательная реализация инвестиционных проектов, предусмотренных долгосрочной программой развития ОАО «РЖД», должна улучшить инфраструктурное обеспечение перевозочного процесса, что положительно скажется на полноте удовлетворения спроса на перевозки.


Дмитрий Мачерет, д. э. н., профессор, первый заместитель председателя объединенного ученого совета ОАО «РЖД»

Краткая версия исследования доступна по ссылке.

Узнать о партнерских возможностях:
+7(812) 418-34-90
Чтобы получить доступ к полной версии Индекса качества, обратитесь в отдел подписки по тел. + 7 (812) 418-34-99 или по эл. почте rasp@rzd-partner.ru.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2021 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions