На первый взгляд, ситуация может показаться парадоксальной, ведь в II квартале текущего года общий парк вагонов превышал 1200 тыс. ед., находясь на максимальном уровне за последние годы и вблизи исторического максимума, достигнутого в начале 2015 года (свыше 1230 тыс. вагонов). Однако несложный анализ позволяет понять логику этой ситуации.
По сравнению с предыдущим кварталом в II квартале текущего года объем погрузки на сети возрос на 6%, общий парк вагонов – лишь на 0,7%, а рабочий парк практически не изменился (+0,3%). Этих диспропорций оказалось достаточной, чтобы на сети, по словам респондентов, образовались локальные дефициты парка, и оценка наличия вагонов нужного типа в необходимом количестве снизилась сразу на 11 баллов. Соответственно ставки на вагоны резко пошли вверх (респонденты говорят об увеличении и на 20, и на 25%, называются и еще большие величины), а оценка стоимости услуг компаний-операторов снизилась на 9 баллов.
Еще большие диспропорции обнаруживаются при сравнении II квартала текущего и прошлого года. При росте погрузки примерно на 9% общий парк вагонов увеличился лишь на 2,8%, а рабочий парк снизился на 1,1%. Неудивительно, что соответствующая оценка грузоотправителями наличия вагонов нужного типа в необходимом количестве сократилась сразу на 14 баллов, потянув за собой оценку стоимости услуг компаний-операторов (-7 баллов).
Респонденты высказывают различные мнения о причинах возникших диспропорций. Независимо от того, какие из них в большей степени верны, сложившаяся ситуация свидетельствует, во-первых, о высокой чувствительности рынка (не только транспортных услуг, но и товарного) к уровню обеспеченности погрузочными ресурсами, а во-вторых, о серьезном сбое в механизме конкуренции операторского рынка: рост спроса на вагоны вызвал со стороны предложения не своевременное вовлечение резервов парка в работу, а рост цен. Будущее покажет, является ли этот сбой временным или системным.
На фоне роста ставок операторов респонденты положительно оценивают стабильность тарифов на перевозки. Оценка стоимости услуг ОАО «РЖД», снизившись на 1 балл к предыдущему кварталу, осталась на 4 балла выше уровня соответствующего периода прошлого года.
Следует отметить и улучшение оценки (после снижения в предыдущие кварталы) уровня информационных технологий сразу на 3 балла. Это подтверждает высказывавшееся мнение о временном характере ранее произошедших ухудшений данной оценки, связанных с тем, что грузоотправители не успели адаптироваться к новым информационным сервисам.
Возникновение дефицита парка, естественно, ухудшило оценку удовлетворения спроса на перевозки, которая опустилась до минимального значения за последние 2,5 года.
До минимума (в условиях роста погрузки выше допандемийного 2019 г.) снизилась и оценка уровня развития инфраструктуры. Это еще раз показывает, что развитие инфраструктуры является базисом обеспечения высокого качества транспортных услуг. Очень важно, что в 2020 году, несмотря на внешний шок, связанный с пандемией, ОАО «РЖД» удалось не только не снизить объем инвестиций в развитие сети, но обеспечить их существенный рост. Последовательная реализация инвестиционных проектов, предусмотренных долгосрочной программой развития ОАО «РЖД», должна улучшить инфраструктурное обеспечение перевозочного процесса, что положительно скажется на полноте удовлетворения спроса на перевозки.
Дмитрий Мачерет, д. э. н., профессор, первый заместитель председателя объединенного ученого совета ОАО «РЖД»
Краткая версия исследования доступна по ссылке.
Узнать о партнерских возможностях:
+7(812) 418-34-90
Чтобы получить доступ к полной версии Индекса качества, обратитесь в отдел подписки по тел. + 7 (812) 418-34-99 или по эл. почте rasp@rzd-partner.ru.