На фоне общего роста производства грузовых вагонов (в 2019 г. заводы выпустили 79,6 тыс. ед., что на 15,5% больше, чем в 2018 г., и является максимумом за последние 6 лет) наблюдается изменение его структуры: доля универсального подвижного состава в 2019 году вновь сократилась, в то время как специализированного, напротив, выросла. Чего ждать дальше? Каковы прогнозы экспертов? Об этом – в материале «Вагоны на рекогносцировке».
Смещение акцентов в сторону специализированного подвижного состава по сравнению с универсальным стало заметным лет семь тому назад. В ОАО «РЖД» считают это закономерным явлением – таков выбор клиентов. Однако при оценке баланса такого парка необходимо делать поправку на нюансы его использования. Отсюда можно сделать вывод: сложившиеся темпы обновления специализированных вагонов таковы, что скорее поддерживают дефицит, чем ведут к профициту. Более того, чем активнее будут привлекать подобный парк к перевозкам, тем выше риск образования на него дефицита. Подробности в статье «Специализированный аппетит».
Время, которое вагон проводит в ремонте, – это прямые и неизбежные потери оператора. Отсутствие отлаженных схем работы с ремонтными предприятиями приводит к тому, что эти потери по некоторым вагонам в течение года могут даже превысить получаемый доход. Чтобы ускорить неприятную процедуру, вагоноремонтники стремятся расширять перечень предлагаемых услуг. Насколько это удается – читайте в материале «От ремонта нет прививки».
На сети дорог продолжается дискуссия о целесообразности передачи всего объема текущего отцепочного ремонта (ТОРа) в систему ВРК. Планы ОАО «РЖД» о полной передаче ТОРа грузовых вагонов на предприятия системы ВРК, объявленные полгода назад, пока что далеки от завершения. Возможно, им не удастся осуществиться в полном объеме из-за противодействия рынка. Какие мнения есть на этот счет – в статье «Ремонтный заТОР».
По оценкам экспертов, в период с 2024 по 2027 год закончится срок службы у 70% маневровых локомотивов действующего парка, находящегося в собственности как ОАО «РЖД», так и частных предприятий. По мнению экспертов, пока прогноз довольно пессимистичен: на фоне нехватки маневровых локомотивов отложенный спрос продолжит расти и значительно превысит предложение. Что и почем на рынке маневровой тяги и каковы перспективные модели локомотивов – в статье «Маневры маневровых локомотивов».
В ближайшие 5 лет, согласно планам ОАО «РЖД», должно завершиться обновление парка локомотивов на Восточном полигоне. Железнодорожникам нужен мощный локомотив, благодаря чему появится возможность провозить больше угля к перегрузочным терминалам в порту Ванино, а также повысить надежность доставки грузов. К эксплуатации планируются только современные машины, которые помогут поднять весовые нормы поездов до 7100 т. Однако современный локомотивный парк – только часть решения вопроса с организацией тяжеловесного движения. Большие усилия связаны с подготовкой путевого хозяйства. Какая техника нужна для БАМа и Транссиба – в материалах «Электровозам прописали тяжелое будущее» и «Локомотивы испытают Севером».
Отметим, что тематический выпуск приурочен к Транспортному форуму журнала РЖД-Партнер «Подвижной состав: производство, эксплуатация, ремонт», который пройдет 31 марта 2020 года (г. Москва, Русаковская ул., д. 13, стр. 5, отель «Бородино») и станет одним из значимых мероприятий, открывающих деловой сезон 2020 года. Подробности по ссылке.