• Ставка на полувагон
    3500
    -13 %
    руб./сут.
    апрель 2022
  • Индекс качества I КВАРТАЛ 2022Г. - 57 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 56.97 -1.24 EUR ЦБ РФ 58.87 -1.51
    BTC 29374.1 usd BTC 1668448.88 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
20.12.2021 15:34:59
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Гадание по тарифам на вагоны

В России до сих пор нет рынка аренды вагонов, об этом свидетельствует ситуация на рынке. Такое заявление на IX Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство» сделал зампред А ОЖдПС Денис Семенкин. Свои слова он доказал математически. В теории ставка аренды должна находиться в прямой зависимости от уровня доходности вагонов, но на практике все не так просто: ставки аренды зачастую выше, чем ставки доходности вагона. И поэтому участники рынка вынуждены не развивать рынок, а гадать, как не уйти в минус.
Гадание по тарифам на вагоны
Беда железной дороги – терминология

Сегодня ни в нормативных актах, ни в научной литературе не дано определения ни ставке аренды, ни ставке доходности. А они – основополагающие термины для понимания операторской деятельности, заявляет Д. Семенкин. И эта путаница терминов доводит операторов до банкротства.

«В арбитражных судах подчас отказывают операторам во взыскании упущенной выгоды вследствие невозможности использования вагона, когда размер такой упущенной выгоды обосновывается расчетом возможной доходности вагона. Судьи требуют предоставления доказательства потерь, измеряемых именно арендной платой. Порой мы слышим от регуляторов и в средствах массовой информации неверную оценку уровня доходности вагонов через ставку аренды вагонов», – говорит Д. Семенкин.

Эти ставки – о разном, доказывает эксперт. Ставка доходности меняется ежемесячно, а ставка аренды – фиксированная сумма, которая в зависимости от договора меняется или раз в год, или дважды. Но это различие не показывает главный критерий: ставка доходности – это очищенная от порожнего пробега ставка предоставления вагона, то есть средний результат прибыли грузового вагона в сутки, уменьшенной на расходы на порожний пробег. Именно по ставке доходности определяется величина заработка владельца вагона, подчеркивает эксперт. А вот ставка аренды – это средняя величина стоимости, по которой собственник вагона передает вагон во временное пользование оператору или грузоотправителю.

«Обе эти ставки – как ставка аренды, так и ставка доходности – могут быть включены в стоимость доставки груза. Почему «могут быть»? Потому что это происходит только когда грузоотправитель для вывоза груза привлекает вагон в аренду, а не на технический рейс», – уточняет Д. Семенкин.

Ставки, которые могут разорить

«Теоретически ставка аренды должна находиться в прямой зависимости от уровня доходности вагонов. Получается, она должна быть ниже ставки доходности, поскольку оператор должен с полученных доходов оплатить также порожний пробег и текущие ремонты вагонов. Однако на практике бывает наоборот: ставки аренды выше, чем ставки доходности вагона», – говорит Д. Семенкин.

В ноябре 2021 года ставка аренды 40-футовых фитинговых платформ составляла 1,5 тыс. руб. – такова статистика Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава. При этом ставка доходности – 1,7 тыс. руб. Для сравнения: год назад, в ноябре 2020-го, ставка аренды составляла 1,4 тыс. руб., а ставка доходности – 1,3 тыс. В январе 2020 года, то есть еще до начала коронавирусных ограничений, ставка аренды составляла 1,4 тыс. руб., а вот ставка доходности была на уровне 1,2 тыс. руб.

Ставка аренды универсальных платформ в ноябре 2021 года составляла 1,4 тыс. руб., впрочем, и ставка доходности – 1,4 тыс. руб. То есть оператор работает в ноль. За минувший год ставка аренды не изменилась, она и в ноябре 2020 года была 1,4 тыс. руб., а вот ставка доходности за год даже подросла, в ноябре 2020-го она была на уровне 1,3 тыс. руб., то есть год назад операторы, сдавая универсальные платформы в аренду, теряли деньги. Впрочем, ситуация была такой и до начала борьбы с коронавирусом, порядок цифр – для сравнения – был таков: ставка аренды универсальных платформ составляла 1,25 тыс. руб., а ставка доходности – 1,1 тыс.

«Динамика ставок аренды и ставок доходности не взаимообусловленная. Зачастую ставка аренды существенно выше доходов, получаемых от эксплуатации вагонов. Почему? Причин несколько. Одна из них – уровень ставки аренды определяется наличием вагонов. Отсутствие достаточного количества вагонов даже при низкой доходности разогревает ставку аренды за счет слабого предложения, что и объясняет более высокую ставку аренды по сравнению с доходностью», – констатирует Д. Семенкин.

Договоры с условием: ставки постоянные, переменные и вознаграждение за ситуацию на рынке

Долгосрочные договоры аренды стали, сами того не желая, еще одной причиной разрыва между ставками аренды и доходности. Если грузоперевозчик и оператор заключают договор сроком более чем на один год, то уже через шесть месяцев ставка аренды не соответствует рыночной ситуации.

«Арендаторы вагонов – грузоотправители заинтересованы в вывозе груза и готовы переплачивать за аренду вагонов, не считаясь с реальными ставками на вагоны. А слабое знание рынка собственниками вагона может привести к заниженным ставкам либо к завышенным», – констатирует зампред А ОЖдПС.

Чтобы компенсировать потери и грузоотправители, и операторы, во-первых, могут включить в договоры аренды дополнительные условия, которые зависят от постоянной и переменной ставок. То есть в договоре прописана минимальная ставка аренды, а в случае положительных результатов оперирования вагонами арендатор доплачивает арендодателю некое вознаграждение на основе собственных расчетов, объясняет эксперт.

Но есть и другой вариант. И оператор, и грузоотправитель могут одновременно влиять на условия договора исходя из ситуации на рынке грузовых перевозок – ставки аренды могут как повышаться по договоренности сторон, так и понижаться.

«Важно. Обе стороны договора следят за изменениями на рынке. И одновременно реагируют на рост или падение рынка. Это правило исключает наличие на рынке непрофессиональных инвесторов в подвижном составе, сторонних «рантье», – добавляет эксперт.

Однако есть и третий вариант. Если грузоотправитель не готов договариваться с оператором, то последний находит не столь цивилизованный способ компенсации затрат: он штрафует за задержку вагонов под грузовыми операциями, за нарушение сроков перевозки и приема к перевозке вагонов.

«Необходимо сформировать прозрачный и логичный рынок аренды вагонов. Это неминуемо приведет к более закономерному его развитию», – резюмирует Д. Семенкин.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Цифровизация на транспорте
    Современные цифровые решения позволяют снизить расходы на транспортную составляющую при перевозках грузов. При этом появляется возможность оптимизировать отправки и снизить риски потерь в пути. Об этом, частности, говорилось на конференции ««Цифровизация транспортной отрасли в новой реальности: санкции, риски и эффективность»», которую провел в конце марта журнал «РЖД-Партнер».
  • Санкционная логистика
  • Как развернуть металлы на восток?
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2022 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions