+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
27.06.2019 14:23:57
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Финансовые результаты РЖД: оптимизм переносится на более поздний срок

Редакция портала РЖД-Партнер.ру проанализировала официальную статистику ОАО «РЖД» по финансовым результатам компании за I квартал 2019 года. Имея на руках данные по первым 3 месяцам года финансового блока компании и данные по эксплуатационной работе компании за 5 месяцев, можно сделать некоторые выводы и прогнозы, которые окажут существенное влияние на годовой итог деятельности российских железных дорог. И они существенно отличаются от оптимистичных сценариев долгосрочной программы развития компании до 2025 года.
В целом основные финансовые показатели за I квартал демонстрируют положительную динамику, которая заметно выше данных компании по тарифному грузообороту или погрузке. Напомним, что, по опубликованным данным ОАО «РЖД», за 3 месяца 2018 года тарифный грузооборот вырос на 2,4%, а погрузка – на сдержанные 0,7%. В то же время согласно финансовой отчетности по РСБУ рост выручки компании составил 5,8%, валовой прибыли – 6,7%, прибыль от продаж выросла на 10%, а чистая прибыль – на 93,4% (с 9 до почти 18 млрд руб.).

Очевидно, что получить такую рентабельность за счет грузовой работы при более чем скромных темпах роста погрузки невозможно и рост вызван другими причинами.

Собственно, первая причина на виду: рост тарифов, который утвердило правительство с начала нового года. Отраслевые эксперты указывают, что финансовые показатели компании за I квартал 2019 года показывают положительную динамику по сравнению с I кварталом 2018-го, «связанную как с небольшим увеличением натуральных показателей, так и с ростом цен». Напомним, что с начала года вступило в силу решение правительства РФ и ФАС об индексации грузовых железнодорожных тарифов на 3,5%. Кроме этого, введены повышающие коэффициенты на экспортные перевозки (1,08) и порожний пробег полувагонов (1,06).
По оценке председателя экспертного совета АНО «Институт исследования проблем железнодорожного транспорта» Павла Иванкина, I квартал практически всегда демонстрирует положительную динамику. Но в текущем году отчетность свидетельствует о наличии серьезных структурных проблем внутри компании.

Еще обращает на себя внимание существенный рост прочих доходов, которые оказали влияние на сильный рост чистой прибыли. Не владея внутренней отчетностью компании, трудно сказать, из чего полностью складываются так называемые прочие доходы, но известно, что к ним относят штрафы и сборы, которые ОАО «РЖД» взимает с пользователей инфраструктуры. Штрафная работа, которой в госкомпании придают особое значение, в последнее время вызывает серьезные проблемы у грузоотправителей и операторских компаний. Об этом свидетельствуют опросы участников рынка, которые фиксируются редакцией журнала РЖД-Партнер в рамках проведения исследования «Индекс качества услуг на рынке грузоперевозок железнодорожным транспортом». Участники исследования отмечают в I квартале 2019 года серьезный рост количества брошенных поездов, несоблюдение сроков подачи порожних вагонов и доставки грузов, а также трудности с вывозной работой на станциях из-за нехватки маневровых локомотивов. Но в итоге все это приводит к росту штрафных санкций со стороны ОАО «РЖД», нагрузка которых на бюджеты участников рынка увеличилась в исследуемый нами период.

С другой стороны, эксперты отмечают, что эффект от прочих доходов будет иметь кратковременный характер. Из этого можно сделать вывод, что на рост этой статьи могли оказать влияние продажа имущества компании и сокращение расходов на объекты, передаваемые с баланса холдинга.

О наличии проблем в деятельности российских железных дорог можно сделать вывод и из анализа соотношения роста показателей грузооборота и погрузки на сети. Если взять официальные данные компании за май текущего года, то мы видим, что грузооборот ОАО «РЖД» увеличился на 2,3%, а погрузка снизилась на 3,8% по сравнению с маем 2018 года. Очевидно, что если при росте грузооборота наблюдается падение общей погрузки, то это означает, что увеличивается дальность перевозок. В нашем случае, скорее всего, речь идет о падении угольных перевозок в порты Северо-Запада России и увеличении их в восточном направлении. При росте дальности перевозок тарифная ставка падает и доходы перевозчика снижаются.

Еще одним маркером структурных проблем в госкомпании могут служить данные по росту коммерческих и управленческих расходов в I квартале на 3,3%. Напомним, что ДПР ОАО «РЖД» предполагает программу оптимизации расходов, за счет которой к 2025 году должно быть достигнуто снижение на 13%. Формально управленческие расходы не входят в себестоимость, но все-таки их рост вряд ли можно оценить как показатель эффективности работы.
Недостаток реальных, а не балансовых средств заметен в ОАО «РЖД» по намерениям изменить инвестпрограмму компании на 2019 год в сторону сокращения, а также перенести часть капитальных затрат, зафиксированных долгосрочной программой развития ОАО «РЖД», на более поздний срок. Эксперты связывают это с задержкой бюджетного финансирования и общим отставанием строительных работ.

Можно предполагать, что отставание реальных инвестиций от ДПР, зафиксированное в планах на 2019 год, не последнее. Ведь данные по II кварталу года не столь оптимистичные, как ожидалось в компании. По данным ОАО «РЖД», тарифный грузооборот за 5 месяцев года вырос на 2,7%. Это выше результата I квартала, но недостаточно для достижения показателей, заложенных в ДПР, особенно учитывая снижение погрузки за этот период на 0,7%.
По оценке П. Иванкина, данные 2019 года в целом будут ниже прогнозов ДПР. «Это потребует от монополии дальнейшей корректировки бюджета, – отметил он. – Кроме того, падение объемов перевозок ОАО «РЖД» использует как обоснование для дополнительной индексации тарифов на 2020 год».

Отметим, что рынок грузоперевозок еще не в полной мере ощутил на себе сокращение планов добычи, а следовательно, и перевозок угля на экспортных направлениях, которые обусловлены изменением мировых цен. А ведь именно доходы от роста перевозок угля заложены в оптимистический сценарий долгосрочного поступательного развития инфраструктуры железнодорожного транспорта в России.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions