+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
02.03.2023 09:36:25
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Февраль подтянул РЖД к доковидному уровню погрузки, но не превысил его

В феврале 2023-го погрузка на РЖД стабилизировалась примерно на прошлогоднем уровне. Отправлено со станций 97,2 млн т, что на 0,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Погрузку вытянули уголь, стройгрузы, зерно и руда цветных металлов.

Однако если сравнивать с февралем 2020 года, то железнодорожная погрузка в последнем месяце зимы текущего года оказалась на 2% меньше. Именно на столько, по сути, данный показатель ниже уровня работы сети в ковидный период.

Как известно, результат февраля прошлого года также не дотянул ни до планки погрузки одного из самых провальных годов для РЖД, ни тем более до уровня, когда не вводилось ограничений из-за пандемии коронавируса. На данный момент росту погрузки помешала вынужденная трансформация российской логистики под влиянием множества санкций против РФ.

Достигнутый результат выглядит все же лучше прежних прогнозов, согласно которым динамика погрузки на РЖД уйдет ниже 3,5–5% по сравнению с 2020 годом. Тем не менее итог мог оказаться и лучше, если бы все согласованные к отправке грузы (по ГУ-12) на сети смогли отправить без задержек.

Тормозное движение

Опросы грузовладельцев, которые проводит журнал РЖД-Партнер, показали, что многие грузовладельцы не смогли отправить часть своей продукции на рынок. Дело в том, что трансформация логистики увеличила неравномерность отправок, уменьшение партий грузов и сдвиг по направлениям назначения.

Перевозчик по традиции принял меры, которые были призваны упорядочить движение поездов на сети.

Во-первых, на сети действовали ограничения по подаче порожнего состава под погрузку издалека. Клиенты были вынуждены брать те вагоны, которые были им доступны. Те, чтобы ближе и, соответственно, доступнее. Отчасти из-за этого, заметим попутно, снова сложились условия для роста ставок на полувагоны.

Во-вторых, на железных дорогах участились случаи отказа в вывозе уже погруженных вагонов, если они попадали в категорию неплановых в рамках суточного планирования погрузки. Возникал парадокс: заявка ГУ-12 согласована, но вагоны не выводили на магистральные пути для формирования поездов.

При этом готовая партия попадала в очередь, которая могла затянуться на недели или месяц, а то и дольше. Особенно если вопрос касался экспортной отправки на восток и в Казахстан, а также на юг.

В-третьих, срабатывал логконтроль в АС ЭТРАН: после интеграции со специализированными АСУ ОАО «РЖД» был автоматизирован мониторинг степени загрузки станции назначения. Фактически запрет выдавал искусственный интеллект – иногда вне зависимости от постоянно меняющейся обстановки на сети.

Появились и вовсе уникальные ситуации. Например, когда цистерны с нефтепродуктами не могли пробиться сквозь полигон ОЖД для передачи на Северную магистраль (до ст. Новоярославская). Ведь официально полигон на северо-западе вроде как освободился – по крайней мере от той доли вагонопотоков, которые до санкций следовали в сторону стран ЕС. Отсюда даже железнодорожники сняли часть магистральных локомотивов, переведя их на другие участки сети.

Ранее считалось, что заторы возникают преимущественно на внешнеторговых маршрутах. А теперь и при внутренних перевозках леса, черных металлов, топлива стали возникать задержки.

Грузов меньше, а цистерн требуется больше

В феврале 2023 года на погрузку негативно повлияло поведение целого ряда якорных номенклатур для РЖД. Среди них – нефть и нефтепродукты (-4% к февралю 2022 г.).


Сказалось влияние санкций. Они слабо не затронули прокачку нефти по трубе, но вопреки ожиданиям экспортеры на споте не спешили напоследок отправить как можно больше нефтепродуктов за рубеж. А иногда, как было сказано выше, и не могли это сделать из-за сложившейся ситуации на РЖД.

В результате сложилась довольно-таки странная ситуация: с одной стороны, морской экспорт нефти из России в феврале остался на максимальных значениях. Средний объем поставок – на уровне 3,4 млн бар./сут. А с другой – на РЖД снижение перевозок нефтеналива в сторону российских морских портов.

При этом, как ни странно, на РЖД образовались локальные дефициты нефтебензиновых цистерн на фоне их сетевого профицита. Простои парка увеличились, а скорость их перемещения по железным дорогам – снизилась. Подобное обстоятельство привело в январе к небольшому росту ставок аренды подвижного состава для светлых нефтепродуктов.
Как считают эксперты, спотовые поставки на экспорт российского дизтоплива, бензина и керосина оказалось сложнее всего перестроить в новых условиях. В феврале появились новые рабочие схемы вывоза данных номенклатур за рубеж. Однако новая конфигурация трансформация логистики устаканится, как ожидают участники рынка, не ранее апреля или мая. Возможны улучшения. А пока ситуация неустойчивая.

Металлы так и не разогрелись

Мало что изменилось в динамике погрузки горно-металлургических грузов. Спад в отправках железной руды в феврале 2023 года составил 3%, а черных металлов – 11%.
Спад объясняется во многом неопределенностью мировой конъюнктуры. Котировки железной руды в среднем снизились, хотя и продемонстрировали волатильность. Вслед за ними последовали вниз и мировые цены на сталь.

Внутренний рынок черных металлов в феврале вполне обходился старыми складскими запасами, сообщил представитель металлотрейдеров. Причина – вялый спрос на строительном рынке в ключевых регионах РФ. Из-за этого же и погрузка цемента на РЖД в феврале снизилась на 8%.

Пополнение складских запасов ожидается весной – но не в начале, а ближе к концу (к маю), что позже обычного. Интерес к новым закупкам сдерживается очередным витком цен внутри РФ на новые поставки стали: в целом рост на металлопрокат, арматуру, трубы, уголок и швеллер и оценивается в +3% по сравнению с январем.
Исключение в группе ГМК составили лом черных металлов (+5% к февралю 2022 г.) и цветная руда (+4%).

Грузы на волне статистики

В минусе оказалась в феврале 2023 года погрузка, леса (-21%), промсырья (-20%), химикатов и соды (-10%), минудобрений (-8%). Перевозки прочих грузов, перевозимых мелкими партиями, в т.ч. сборных, а также в контейнерах снизились на 2%.

В плюсе оказалась погрузка зерна и строительных грузов (соответственно +40% и +29%).

Оживление по зерну связано с активизацией его экспорта. Однако в Минсельхозе России напоминают, что зерно активно вывозили на экспорт в конце прошлого года, однако потом последовал спад. И сейчас, по сути, аграрии наверстывают упущенное.

В РЗС уточнили, что хотя в прошлый сезон был собран хороший урожай, но многие экспортеры сталкиваются с проблемами в логистике. «Экспортеры сталкиваются с проблемами фрахтования судов, страхования грузов и проведения платежей», – добавили эксперты аналитического центра «СовЭкона».

В связи с этим по итогам сезона-2022/2023 переходящие запасы пшеницы в России могут вырасти до рекордных 16,2 млн т (без учета 2,9 млн т в интервенционном фонде). А это значит, что за всплеском в погрузке зерна может наступить спад.

Рост погрузки щебенки также пока нельзя считать стабильным. Он связан с тем, что ситуация с неопределенностью финансирования программ развития автодорог прояснилась: правительство направить в отрасль 2 млрд руб. дополнительно на восстановление автодорог после паводков, а также пообещало выделить 198 млрд на реконструкцию около 200 объектов дорожной сети.

Так что в конце зимы автодорожники стали потихоньку запасаться щебнем, поскольку ранее у них не было уверенности в финансировании. Однако в большем на динамику погрузки щебня повлияли сами железнодорожники: в январе, например, судя по данным информационно-справочного портала «Железнодорожные перевозки», они увеличили перевозки балласта в 1,3 раза по сравнению с тем же месяцем прошлого года. Прибавили они в оборотах и в феврале. Обычно за подобными всплесками в дальнейшем следует охлаждение в динамике перевозок.

Сложно сказать и об устойчивости тренда на рост погрузки угля. В феврале текущего года она увеличилась на 4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Вот только произошло это в основном потому, что угольщики сумели выбить дополнительные квоты на восток и изыскать возможности для отправки угля на экспорт на других направлениях. В итоге за рубеж ушли те объемы, которые не удалось пропустить в декабре 2022-го и январе 2023 года.

По прогнозам экспертов, результаты погрузки в марте и апреле текущего года на сети ожидаются сопоставимыми по динамике с аналогичным месяцем прошлого года благодаря эффекту низкой грузовой базы в 2022-м. Вместе с тем выход погрузки на доковидный уровень маловероятен, если только не прибавят позитива экспортеры нефтепродуктов.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions