Крупнейшими потребителями рельсов российского производства в минувшем году стали Пакистан (18,5%), Беларусь (15,0%) и Узбекистан (10,5%). На эти государства в совокупности пришлось 44% от всех экспортных поставок в натуральном выражении и 42,1% в стоимостном.
Далее следуют Республика Корея (9,2%) и Алжир (37,8%). На прочие страны пришлось 37,8% от экспортных поставок рельсов.
В связи с избытком производственных мощностей, российские предприятия рассматривают возможность выхода на новые рынки, в первую очередь стран ЕС. Однако для этого их продукция должна пройти сертификацию соответствия требованиям европейского стандарта TSI.
Другим сдерживающим фактором являются сильные позиции местных игроков: Thyssen Krupp Stahl (Германия), Voestalpine Schienen Gmbh (Австрия) и Tata Steel (Великобритания).
Согласно данным UN Data, Россия занимает третье место в списке крупнейших производителей рельсов (10% мирового производства). Первое место принадлежит Китаю (50%), второе – США (12%).
Продукция дорожает
Средняя цена 1 т рельсов в 2017 году выросла на 13,7% к уровню предыдущего года и составила 34,2 тыс. руб. Как результат, в стоимостном выражении производство рельсов в России в минувшем году достигло 48,8 млрд руб. (+32,4% к 2016 г.).
Рост цен на металлопрокат вызван повышением тарифов на электроэнергию, вводом антидемпинговых пошлин в отношении российского и китайского проката в США и ЕС. К числу факторов также можно отнести удорожание металлургического кокса и повышение цен на сталь в Китае.