+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
29.06.2021 12:34:24
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Экспедиторы просят изменить форму накладной СМГС

Для устранения имеющихся противоречий и предоставления возможности экспедиторам и собственникам подвижного состава своевременно получать документы, соответствующие требованиям контрольно-надзорных органов, целесообразно было бы изменить форму накладной СМГС, считает исполнительный директор ООО «Глобал Логистик» Максим Трушин. Такое предложение он озвучил в рамках выступления на транспортном форуме «Логистическая панорама», организованном РЖД-Партнером.
Чего не хватает действующим документам? Международная железнодорожная перевозка включает в себя большое количество участников, осуществляющих специализированные функции. Однако в ст. 2 Соглашения о международном грузовом сообщении (СМГС) в качестве участников перевозочного процесса указаны отправитель, получатель и перевозчик. Указание на экспедитора как на третье лицо, исполняющее обязанность по уплате провозных платежей, содержится в ст. 31 СМГС без конкретизации прав и обязанностей указанного лица. «Несмотря на то, что подавляющее большинство международных железнодорожных перевозок оформляется именно с участием экспедиторов, его правовой статус не определен в международном регулировании», – подчеркнул М. Трушин.

По словам эксперта, правовой статус экспедитора в подавляющем большинстве юрисдикций регулируется национальным законодательством о транспортно-экспедиторской деятельности, которое имеет широкую сферу применения и не учитывает специфику железнодорожных перевозок. «Сегодня на современном рынке железнодорожных перевозок нет официального понятия «международный железнодорожный экспедитор». Государственные органы, осуществляющие налоговый и валютный контроль, при отсутствии специальных знаний о механизме осуществления международной грузоперевозки, зачастую осуществляют расширительное толкование правовых норм и применяют к железнодорожному экспедитору требования, относящиеся к собственникам перевозимого груза. Данные требования закономерны, если экспедитор является грузоотправителем либо грузополучателем товара. В иных случаях экспедитор не передает и не принимает товар ни на одном из этапов осуществления перевозки, следовательно, у него отсутствуют документы на груз», – рассказал М. Трушин.
Кредитные организации, осуществляющие валютный контроль при осуществлении валютных платежей в адрес иностранных экспедиторов и перевозчиков, по словам эксперта, запрашивают у российских экспедиторов копии инвойсов, экспортно-импортных контрактов, таможенных деклараций в отношении перевозимого груза. При этом у контролирующих органов отсутствует понимание того, что экспедитор не имеет отношения к перевозимому товару, осуществляя деятельность по организации и координации перевозочного процесса. М. Трушин добавил, что с аналогичным подходом можно столкнуться и при взаимодействии с налоговыми органами.

Отсутствие определенности в правовом статусе экспедитора также влияет на взаимодействие с иностранными перевозчиками в рамках обмена информацией о данных грузоотправителей для предъявления им претензий и о произведенных списаниях штрафов и иных удержаний. Примером может служить следующая ситуация.

«Осуществляя оплату провозных платежей в рамках определенных территорий, экспедитор может не иметь оформленных правоотношений с зарубежным грузоотправителем, а также с перевозчиком страны отправления груза. При этом в соответствии с положениями СМГС грузоотправитель несет ответственность за заполнение накладной и достоверность указанных сведений, и именно к нему адресуются претензии в случае конфликтных ситуаций, например начисления штрафов за превышение массы груза. В настоящее время получение экспедитором контактных данных грузоотправителя существенно затруднено, перевозчик страны отправления груза не предоставляет их по запросу экспедитора, ссылаясь на отсутствие договорных отношений. В таком случае необходимым является информирование экспедитора о дополнительных списаниях, штрафах, допущенных по вине грузоотправителя или грузополучателя, но предъявляемых перевозчиком к экспедитору в момент их возникновения, для своевременного принятия соответствующих мер экспедитором», – рассказал М. Трушин.

Эксперт считает необходимым включить в накладную листы для направления дополнительным участникам перевозки с указанием расширенных контактных данных об экспедиторе (адрес электронной почты, телефон), которые будет вносить грузоотправитель.

Последний перевозчик после проставления соответствующих отметок о направлении перевозки предоставлял бы указанные листы дополнительным участникам перевозки, включая расходы на обработку документов в сумму провозных платежей либо списывая их с ЕЛС экспедитора. «Такие документы однозначно подтверждали бы исполнение международного договора перевозки и соответствовали требованиям налоговых органов», – выразил надежду М. Трушин.

Он обратился ко всем экспедиторам с призывом принять участие в обсуждении данного вопроса и формировании единой стратегии обращения в соответствующие органы (комиссия по транспортному праву ОСЖД, Минтранс России) для решения данного вопроса.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions