По результатам проведенного анализа основных трендов перспективного технологического развития железнодорожного транспорта удалось выявить, что, наряду с инновационными энерго- и ресурсоэффективными системами, ключевым является создание умной железной дороги. Ее основу составляют сквозные интеллектуальные системы управления работой, обеспечивающие не только повышение уровня безопасности, но и эффективности перевозочного процесса.
«Для нас цифровая железная дорога, это комплексная программа развития, включающая такие направления, как внедрение интеллектуальных систем, работа с большими данными, внедрение интернета вещей, систем связи, создание мобильных приложений и ряда других инициатив. Все они положены в основу принятой в этом году Стратегии развития информационных технологий ОАО «РЖД» до 2020 года. Цель проекта заключается в обеспечении устойчивой конкурентоспособности компании на основе повышения привлекательности услуг», - считает старший вице-президент - главный инженер компании Сергей Кобзев.
По его словам, в основу работы заложены такие принципы, как: полная согласованность, бизнес в режиме онлайн и сервисное управление. Первым шагом в реализации проекта стал анализ всех действующих в холдинге IT решений, который выявил определенные проблемные места в автоматизации внутренних и внешних сервисов. «При формировании структуры цифровой железной дороги поставлена задача по максимальному использованию потенциала средств автоматизации и современных цифровых технологий. Это позволит выйти на новый уровень конкурентоспособности», - добавил он.
Особого внимания, в рамках реализации проекта, уделяется клиентским сервисам. Так, в этом году была запущена электронная торговая площадка «Грузовые перевозки». «Мы начали с базовой услуги по перевозке, но в течение этого года функционал сервиса будет пополнен интермодальными перевозками и сопутствующими сервисами, в частности, складской комплекс, финансовые и цифровые услуги», - отметил директор по информационным технологиям ОАО «РЖД» Евгений Чаркин.
Пассажир не заскучает
На базе цифровых технологий формируются стандарты качества услуг и в сфере пассажирских перевозок, они основаны на передовом опыте создания без барьерной транспортной среды. «Комплекс услуг, проставляемых пассажирам, на всех этапах перевозки, реализуется за счет максимального применения мобильных приложений», - завил С. Кобзев.
Причем это касается не только приобретения билетов, но и досуга пассажира непосредственно в пути. Сейчас в компании прорабатывают возможности обеспечения доступа пассажиров в интернет, к мультимедиа контенту, социальным сетям и Интернет-торговле. С этой целью реализуется программа «Инновационная мобильность».
В частности, уже запущен поездной портал «Попутчик. Еще одним направлением работы стали вокзалы. «Идея сделать из вокзалов своеобразные торгово-развлекательные хабы, чтобы люди приходили туда не только в ожидании поезда, но и активно пользовались услугами, для этого мы развиваем собственную сеть Wi-Fi и скоро покроем все крупные вокзалы. Помимо этого, в I квартале этого года было запущено мобильное приложение, где последовательно реализуется навигация на вокзале, с отражением всех услуг, которые там предоставляются», - пояснил Е. Чаркин.
Третьим направлением стала реализация приложения, позволяющего пассажиру выстроить свой маршрут по принципу «от двери до двери», с учетом всех видов транспорта.
Локомотивы с интеллектом
«Мы ведем свою работу в соответствии со Стратегией, которая предусматривает такие направления, как обновление парка локомотивов, внедрение интеллектуальных систем управления и развитие информационных систем», - пояснил вице-президент - начальник Дирекции тяги ОАО «РЖД» Олег Валинский.
Значительную роль в повышении эффективности перевозочного процесса, по его словам, играют внедряемые в локомотивном комплексе автоматизированные системы управления и диагностики. Предпосылками к этому стало увеличение веса и скорости движения поездов, при существующих инфраструктурных ограничениях, переход к системе ремонта локомотивов по фактическому состоянию, развитие инфраструктуры сортировочных станций и другие факторы. О сортировочных станциях речь ведется в контексте станции Лужская Октябрьской железной дороги, где совместно с компанией Сименс реализуется проект по внедрению системы управления маневровым локомотивом без участия человека.
«В рамках развития информационных и управляющих систем, мы тоже работаем по целому ряду направлений. В частности, «Электронный маршрут машиниста», проект направлен на решение задач по сокращению непроизводственных потерь за счет повышения качества планирования работы локомотивных бригад, контроля выполнения обязательных производственных операций, соблюдение режима труда и отдыха и многое другое», - заключил О. Валинский.