В Арбитражном суде Сахалинской области рассматривается иск ОАО «РЖД» о понуждении ООО «Сахалинское морское пароходство» к заключению соглашения по грузоперевозкам паромами на линии Ванино – Холмск.
Согласно документу, ОАО «РЖД» настаивает на заключении узлового соглашения по перевозке грузов в вагонах и контейнерах в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении через паромную переправу Ванино – Холмск, которую обслуживает ООО «Сахалинское морское пароходство».
Предварительное заседание назначено на 6 июля 2017 года.
Рейсы без ответственности за просрочку
Как пояснили в ОАО «РЖД», суть иска к ООО «Сахалинское морское пароходство» заключается в том, что предыдущее узловое соглашение не предусматривало ответственности морского перевозчика за просрочку доставки грузов на остров. Также в нем не был обозначен конкретный объем грузов, который пароходство обязывалось перевозить.
В пароходстве отказывались от этого со ссылкой на то, что возможности паромной переправы ограничены из-за недостаточного количества паромов. Кроме того, эти возможности периодически усугубляются неблагоприятными погодными условиями.
По сути это означало, что по действующему соглашению паромная переправа принимает к перевозке железнодорожные вагоны по своему усмотрению. Таким образом, железнодорожники пытаются понудить к заключению нового соглашения, в котором эти вопросы будут четко оговорены.
Паромы работают так, как им удобно
В пароходстве в свою очередь полагают, что заключение договора с российскими железными дорогами в существующей форме достаточно для организации прямого смешанного железнодорожно-водного сообщения.
Как уточнили в пароходстве, основным грузом для линии Ванино – Холмск с начала ее эксплуатации и до настоящего времени остаются железнодорожные вагоны. Паромами, работающими на линии Ванино – Холмск, также перевозится ежегодно более 60 тыс. пассажиров.
Линия обслуживается тремя паромами типа «Сахалин». К перевозке принимаются практически все грузы, допускаемые к перевозке российскими железными дорогами, включая наливные грузы в цистернах, скоропортящиеся грузы в рефрижераторных вагонах, рефрижераторных секциях и вагонах-термосах.
Клиенты недовольны
Как пояснили эксперты, в пароходстве, хотя и модернизировали главные двигатели на дизель-электроходах «Сахалин», суда на переправе Ванино – Холмск остаются старыми. На работу паромов поступают жалобы от клиентов.
«Флот ходит медленно. Вид у судов оставляет желать лучшего. Такое впечатление, что компания не укладывается в бюджет. Те, кто пользовался услугами паромов, говорят, что выполнение перевозки нередко приходится ждать. Загрузка у флота низкая, и суда нередко стоят, чтобы собрать больше клиентов», – рассказала руководитель проектов ООО «Морстроитехнология» Софья Каткова.
С этой точки зрения, требования более четко прописывать обязательства морского перевозчика перед клиентами, вполне правомерно.
ОАО «РЖД» имеет большой опыт в организации прямого смешанного железнодорожно-водного сообщения. Например, достаточно эффективно организованы перевозки через Керченский пролив. И выглядит вполне логичным распространить этот опыт и на сообщение с Сахалином.