С одной стороны, дивизионам «ЛокоТех» предоставляется большая, по сравнению с традиционной формой управления, самостоятельность. С другой – делегируется повышенная ответственность за получение прибыли. «Ключевое значение в этом вопросе имеет слово «выделение», – поясняет А. Андреев. – Мы не создаем новые производственные структуры и не собираемся увеличивать уровни административного управления. Напротив, дивизионы будут более мобильными и смогут быстрее реагировать на изменения потребностей рынка».
Дивизионы будут стремиться не к повышению количества ремонтов, а к снижению стоимости обслуживания жизненного цикла локомотива: каждое подразделение заинтересовано в ценовой оптимизации продукта на всех этапах, от работы с конструкторами до деповских ремонтов. «Принципиально важным я считаю, что дивизион будет выполнять все функции, входящие в цепочку создания стоимости продукта, а также отвечаю-щие за стратегии развития компании, – уточняет А. Андреев. – А сервисные услуги, например, административно-управленческие и производственные, будет оказывать завод».
Взаимодействие дивизионов непосредственно с заводами «Желдорреммаша» будет строиться на контрактной основе, где закрепляются требования к цене, качеству, срокам, планированию работ. Таким образом, создается полезный конфликт интересов, который делает прозрачными все неэффективности и стимулирует их устранение. Директор дивизиона, в частности, будет заинтересован в оптимизации работы с накладными и корректном учете затрат.
Результат перехода к дивизиональной системе управления будет измеряться в денежном выражении. И один из наиболее перспективных этапов – распространение лучших производственных практик по сети, которое дает быстрый эффект и становится заметным быстрее всего, поскольку экономит существенные суммы. Простой пример – производство тормозных колодок в литейном дивизионе.
«В настоящее время на наших предприятиях происходит специализация производства разных видов колодок, – поясняет А. Андреев. – Так, колодка М изготавливалась только на Улан-Удэнском ЛВРЗ, а сейчас принято решение по освоению ее производства на Новосибирском ЭРЗ. После выполнения всех планов мы должны увеличить выпуск колодки М с 920 тыс. шт. в год до 2,4 млн».
Еще одна перспектива – дополнительные продажи продукции заводов на открытый рынок. Например, в механичес-ком дивизионе сейчас прорабатывается возможность освоения производства и поставки запасных частей на предприятия GE. Ее реализация направлена на повышение загрузки производства и получение дополнительной прибыли, а значит, и на рост благосостояния работников.
Самая сложная, но дающая наибольший долгосрочный результат задача – это разработка и внесение конструктивных изменений в продукты дивизиона. В результате в «ЛокоТех» должны предложить внесение таких изменений в конструкцию локомотива, которые позволили бы сократить стоимость его обслуживания в течение жизненного цикла.
В рамках разработки программы развития электромашинного дивизиона была сформирована концепция модернизации колесно-моторных блоков локомотивов. Ее основной аспект заключается в замене моторно-осевых подшипников (МОП) скольжения на МОП качения, что приведет к снижению затрат на обслуживание и даст возможность увеличить сроки между ТО-2 и получить значительную экономию топлива. Также планируется организовать замену системы изоляции тягового электродвигателя, это повысит его надежность, позволит сократить количество неплановых ремонтов и увеличить коэффициент технической готовности.
Кроме того, получать оперативную информацию о техническом состоянии локомотива в онлайн-режиме поможет установка датчиков состояния узлов на детали колесно-моторного блока. В перс-пективе это позволит перейти на систему ремонта по состоянию.
Еще одна знаковая для «ЛокоТех» инициатива, выработанная в рамках программы развития электромашинного дивизиона, – создание центров компетенций. В настоящее время прорабатывается возможность создать такие центры по производству коллекторных пластин и катушек секций якоря. Это позволит распространить лучший опыт предприятий по всей сети РЖД.