Д. Востриков объясняет: недопоставка такого объема соли рано или поздно приведет к аварийным остановкам котельных, перебоям в работе предприятий коммунального хозяйства и дорожной отрасли. А это непременно вызовет проблемы с подачей воды и тепла, приостановит работы по борьбе с гололедом на дорогах.
«По нашим данным, до конца года существуют риски срыва поставок более 650 тыс. т технической соли. Такое положение дел уже привело к росту цен в оптовом сегменте на 10%, и это далеко не предел», – высказался директор «Руспродсоюза» и дополнил, что основной причиной такого положения дел является не только дефицит полувагонов, но и рост тарифов на перевозку технической соли, который только за 5 месяцев этого года составил примерно 17–20%.
В ОАО «РЖД» о происходящем знают. По словам представителей монополии, есть трудности с вывозом продукции только из Казахстана, а в России проблем с этим нет.
«РЖД принимают необходимые меры по обеспечению вывоза всего объема предъявляемого к перевозке груза, – отметили в пресс-службе ведомства. – Необходимо отметить, что право распоряжения грузовыми вагонами, их подачи под погрузку тех или иных грузов и определения арендных ставок принадлежит их собственникам или операторам. Уровень тарифов ОАО «РЖД» не менялся с начала 2017 года, когда по решению Федеральной антимонопольной службы была проведена индексация ставок на 6%».
Для перевозок соли Российские железные дороги предлагают использовать вагоны дочерней компании – АО «Федеральная грузовая компания» (ФГК), отмечая, что в мае 2017 года компания заморозила ставку на полувагоны и с того момента не меняла ее размер.
Но, по мнению экспертов, изменить ситуацию и решить проблему можно, если владельцы расширят вагонный парк. А скорость движения вагонов по транспортной сети будет ускорена.
«Это можно сделать за счет введения контроля со стороны РЖД времени выгрузки и погрузки продукции. Сегодня эта работа практически не ведется. Кроме того, ситуацию можно улучшить за счет сокращения порожнего пробега и в том числе за счет увеличения стоимости порожнего пробега вагонов», – считает Д. Востриков.
Интересно, что дефицит полувагонов может сказаться на росте цен не только на техническую соль, но и на пищевую. Эксперты успокаивают: на рынке пищевой соли пока цены стабильные. Но если ситуация с вагонами не изменится, тарифы и на ее доставку операторами будут расти, а на рынке создастся дефицит. А значит, риски повышения цен есть и здесь.
В частности, в ПАО «Соль Руси» с этой проблемой не сталкивались. Но отмечают, что дефицит полувагонов действительно может отразиться на стоимости их продукта.
«Но пока рост цен на пищевую прогнозируется нами в пределах инфляции: на молотую – около 3%, на экстру – около 6%», – отметил ведущий специалист отдела отраслевых исследований компании Алексей Репин.
Считает, что предпосылок к росту цен на пищевую соль нет и Андрей Карпов, председатель правления Российской ассоциации экспертов рынка ритейла. По его словам, складских запасов достаточно для удовлетворения спроса на продукт: «Какие-то проблемы с технической солью могут быть, в том числе и спекулятивные ценовые колебания, но это будет связано как с перебоями в транспортировке, так и с увеличенным спросом в зимний период. Рядовой покупатель практически не является потребителем технической соли. Дефицита пищевой соли, как и его полного исчезновения, не будет. Продукцию поставляет достаточное количество поставщиков, а возвращение украинских производителей на российский рынок не рассматривается и не обсуждается.
Но Д. Востриков поясняет: да, пока импортозамещение российской соли украинской не прогнозируется. Даже потому, что за последние 2 года российские соледобытчики провели серьезную модернизацию производственных мощностей. Отрасль готова не только на 100% насытить отечественный рынок соли, но и активизировать экспорт этой продукции. Но есть другие соседи – белорусы.
В результате отсутствия полувагонов и невозможности вывозить соль с месторождений в ЮФО, УФО и СФО на рынке растет доля поставщиков из Белоруссии, не имеющих проблем с доставкой соли. Белорусские соляные предприятия проблем с вагонами не испытывают, что позволяет им стремительно увеличивать присутствие на нашем рынке. Соответственно, риски срыва программ имортозамещения по соли также есть.