• Ставка на полувагон
    1854
    -2.2 %
    руб./сут.
    октябрь 2019
  • Индекс качества II КВАРТАЛ 2019Г. - 64 балла
  • Финансы USD ЦБ РФ 63.59 0.34 EUR ЦБ РФ 70.43 0.01
    BTC 9250.09 usd BTC 589045.73 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
25.09.2019 10:00:00
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Что скрывают в Германии и Австрии под зелеными технологиями?

Под предлогом принятия мер в ответ на изменение климата в Германии и Австрии фактически субсидируют своих национальных перевозчиков: объявлено содействие внедрению зеленых технологий, а фактически речь идет о деньгах для покупки нового подвижного состава.
Что скрывают в Германии и Австрии под зелеными технологиями?
Такая мера господдержки противоречит основным положениям ЕС. Но это никого не смущает ни в Германии, ни в Австрии. Проблема в том, что железнодорожные пассажирские перевозки в этих странах стоят дороже автомобильных. И пассажиры соглашаются медленнее ездить в автобусах, чем переплачивать за экономию времени в скоростных поездах.

Например, в Словакии автоперевозчик RegioJet только что представил двухэтажные автобусы для увеличения пропускной способности маршрута Братислава – Комарно, которую он выиграл по итогам конкурса. Линия проложена почти параллельно железнодорожным путям. С 2018 года количество пассажиров выросло в 1,5 раза. Автобусы достаточно комфортны и привлекают пассажиров относительно недорогими билетами.

Подобные проекты бьют по намерениям ЕС переключить часть пассажирских потоков на скоростные электрички, которые наносят меньше вреда, чем автомобильный подвижной состав. Получается, что публичные железнодорожные перевозчики не могут конкурировать с автобусами, поэтому им требуются дополнительные инвестиции.

О каких суммах идет речь?

Однако вопрос не в том, что вливание капиталов из казны – это плохо. Нехорошо другое: государство поддерживает не весь железнодорожный рынок, а только отдельные компании, которые аффилированы с ним. Поэтому нет смысла в том, что немецкие и австрийские железнодорожные операторы (DB и ÖBB) заявляют, что хотят помочь окружающей среде. Совершенно очевидно, что вопрос смещается в плоскость лоббирования денег налогоплательщиков в пользу двух крупных игроков. А у всех остальных частных компаний на железнодорожном рынке возрастают риски остаться за бортом, сообщили в ассоциации европейских железнодорожных операторов Allrail.

19 сентября 2019 года австрийские политики проголосовали за предоставление ÖBB прямой субсидии в размере €11 млрд на 15 лет (без проведения конкурса за маршруты).
20 сентября 2019 года правительство Германии объявило, что будет ежегодно вкладывать €1 млрд в DB до 2032 года. И оба решения проведены под маской борьбы с изменением климата.

Что субсидируем

Казалось бы, в таком случае DB и ÖBB должны потратить эти средства на зеленые технологии. Но как бы не так!

Всего через несколько часов DB, например, откровенно заявила, что потратит $1 млрд на 30 новых скоростных поездов. Ранее такие инвестиции перевозчик не мог себе позволить.

Парадоксальность ситуации состоит в том, что в Европе железнодорожные перевозчики частные. Они могут получать господдержку, но она должна выделяться на развитие рынка в целом. Иными словами, субсидии должны доставаться всем игрокам по определенным правилам, которые призваны отрегулировать социальную нагрузку на разных операторов. И в таком случае выигрывает пассажир: выигрывает тот, кто эффективнее использует имеющиеся средства. Как показывает практика, при обеспечении равного доступа к инфраструктуре активнее развиваются те, кто оказывает услуги с более высоким качеством и по оптимальной цене.

Однако в данном случае конкуренты DB не имеют одинакового доступа к средствам налогоплательщиков. «Меньшая конкуренция на железных дорогах приведет к результату, обратному ожидаемому: новые составы поставят на место старых, но пассажиров от этого в них не прибавится. Ведь цены и качество услуг DB и ÖBB останутся на прежнем уровне. Отсюда следует, что пассажиры все равно будут пересаживаться в автобусы. А значит, вредных выбросов в атмосферу будет больше», – прокомментировал ситуацию генеральный секретарь Allrail Ник Брукс.

Выводы

Как считает Н. Брукс, в ЕС должны внимательнее прорабатывать условия открытия рынка для частных перевозчиков. В Австрии крайне важно, чтобы Еврокомиссия либо определила более строгие правила для прямых субсидий отдельных компаний, либо, что еще лучше, запретила их вообще, чтобы избежать злоупотреблений.

В Германии, если правительство хочет поощрять развитие железнодорожных перевозок и привлекать на сеть больше пассажиров, оно должно делать так, чтобы это было справедливо по отношению ко всем операторам (создание равных условий инвестиций в новые поезда).

Факты свидетельствуют о том, что открытие железнодорожного рынка всегда приносило пользу как пассажирам, так и налогоплательщикам, а также окружающей среде. Например, когда 7 лет назад оператор Italo вышел на итальянский рынок высокоскоростных железнодорожных перевозок, количество пассажиров на обслуживаемых им маршрутах увеличилось вдвое. Это произошло за счет переключения части пассажиропотоков как от авиакомпаний, так и от автоперевозчиков.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
На ту же тему
РЖД-Партнер

Зашли шарики за ролики: как отменялся приказ Минтранса

Зашли шарики за ролики: как отменялся приказ Минтранса
На заседании прошедшим вечером 31 октября в правительстве РФ у вице-премьеров Дмитрия Козака и Максима Акимова было отменено решение Минтранса об обязательном переходе парка вагонов приписки РФ на подшипники кассетного типа с 2021 года. Министерству предписано отменить собственный приказ в течение одного дня. Тем самым вице-премьеры, курирующие промышленность и транспорт, целиком встали на сторону сопротивляющихся этому решению представителей операторского бизнеса и поддержавших их промышленно-финансовых групп, а Минтранс и стоящее за ним ОАО «РЖД» потерпели серьезное поражение.
РЖД-Партнер

Глава РЖД: скидка на экспорт грузов дает больше плюсов, чем минусов

Глава РЖД: скидка на экспорт грузов дает больше плюсов, чем минусов
Одним из вопросов на встрече генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД» Олега Белозерова с журналистами в Сочи стал вопрос предоставления скидок угольщикам на перевозки.
РЖД-Партнер

Неизбежный инвестиционный тариф подождет до 2025 года

Неизбежный инвестиционный тариф подождет до 2025 года
Инвестиционный тариф неизбежен, и его начинают обсуждать так рано, чтобы «все успели наговориться». Об этом сообщил журналистам начальник департамента ЦМТП ОАО «РЖД» Владимир Варгунин. Очевидно, что РЖД как монополия не будут отказываться от данной инициативы.

Выставка Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2019 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions

beylikduzu escort