+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
25.09.2019 10:00:00
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Что скрывают в Германии и Австрии под зелеными технологиями?

Под предлогом принятия мер в ответ на изменение климата в Германии и Австрии фактически субсидируют своих национальных перевозчиков: объявлено содействие внедрению зеленых технологий, а фактически речь идет о деньгах для покупки нового подвижного состава.
Такая мера господдержки противоречит основным положениям ЕС. Но это никого не смущает ни в Германии, ни в Австрии. Проблема в том, что железнодорожные пассажирские перевозки в этих странах стоят дороже автомобильных. И пассажиры соглашаются медленнее ездить в автобусах, чем переплачивать за экономию времени в скоростных поездах.

Например, в Словакии автоперевозчик RegioJet только что представил двухэтажные автобусы для увеличения пропускной способности маршрута Братислава – Комарно, которую он выиграл по итогам конкурса. Линия проложена почти параллельно железнодорожным путям. С 2018 года количество пассажиров выросло в 1,5 раза. Автобусы достаточно комфортны и привлекают пассажиров относительно недорогими билетами.

Подобные проекты бьют по намерениям ЕС переключить часть пассажирских потоков на скоростные электрички, которые наносят меньше вреда, чем автомобильный подвижной состав. Получается, что публичные железнодорожные перевозчики не могут конкурировать с автобусами, поэтому им требуются дополнительные инвестиции.

О каких суммах идет речь?

Однако вопрос не в том, что вливание капиталов из казны – это плохо. Нехорошо другое: государство поддерживает не весь железнодорожный рынок, а только отдельные компании, которые аффилированы с ним. Поэтому нет смысла в том, что немецкие и австрийские железнодорожные операторы (DB и ÖBB) заявляют, что хотят помочь окружающей среде. Совершенно очевидно, что вопрос смещается в плоскость лоббирования денег налогоплательщиков в пользу двух крупных игроков. А у всех остальных частных компаний на железнодорожном рынке возрастают риски остаться за бортом, сообщили в ассоциации европейских железнодорожных операторов Allrail.

19 сентября 2019 года австрийские политики проголосовали за предоставление ÖBB прямой субсидии в размере €11 млрд на 15 лет (без проведения конкурса за маршруты).
20 сентября 2019 года правительство Германии объявило, что будет ежегодно вкладывать €1 млрд в DB до 2032 года. И оба решения проведены под маской борьбы с изменением климата.

Что субсидируем

Казалось бы, в таком случае DB и ÖBB должны потратить эти средства на зеленые технологии. Но как бы не так!

Всего через несколько часов DB, например, откровенно заявила, что потратит $1 млрд на 30 новых скоростных поездов. Ранее такие инвестиции перевозчик не мог себе позволить.

Парадоксальность ситуации состоит в том, что в Европе железнодорожные перевозчики частные. Они могут получать господдержку, но она должна выделяться на развитие рынка в целом. Иными словами, субсидии должны доставаться всем игрокам по определенным правилам, которые призваны отрегулировать социальную нагрузку на разных операторов. И в таком случае выигрывает пассажир: выигрывает тот, кто эффективнее использует имеющиеся средства. Как показывает практика, при обеспечении равного доступа к инфраструктуре активнее развиваются те, кто оказывает услуги с более высоким качеством и по оптимальной цене.

Однако в данном случае конкуренты DB не имеют одинакового доступа к средствам налогоплательщиков. «Меньшая конкуренция на железных дорогах приведет к результату, обратному ожидаемому: новые составы поставят на место старых, но пассажиров от этого в них не прибавится. Ведь цены и качество услуг DB и ÖBB останутся на прежнем уровне. Отсюда следует, что пассажиры все равно будут пересаживаться в автобусы. А значит, вредных выбросов в атмосферу будет больше», – прокомментировал ситуацию генеральный секретарь Allrail Ник Брукс.

Выводы

Как считает Н. Брукс, в ЕС должны внимательнее прорабатывать условия открытия рынка для частных перевозчиков. В Австрии крайне важно, чтобы Еврокомиссия либо определила более строгие правила для прямых субсидий отдельных компаний, либо, что еще лучше, запретила их вообще, чтобы избежать злоупотреблений.

В Германии, если правительство хочет поощрять развитие железнодорожных перевозок и привлекать на сеть больше пассажиров, оно должно делать так, чтобы это было справедливо по отношению ко всем операторам (создание равных условий инвестиций в новые поезда).

Факты свидетельствуют о том, что открытие железнодорожного рынка всегда приносило пользу как пассажирам, так и налогоплательщикам, а также окружающей среде. Например, когда 7 лет назад оператор Italo вышел на итальянский рынок высокоскоростных железнодорожных перевозок, количество пассажиров на обслуживаемых им маршрутах увеличилось вдвое. Это произошло за счет переключения части пассажиропотоков как от авиакомпаний, так и от автоперевозчиков.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions