По мнению ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, данный законопроект Минтранса может стать продолжением реформы ОАО «РЖД». «Теоретически нельзя исключать появления частных магистральных железных дорог, но ждать масштабных изменений на следующий день после вступления закона в силу не стоит, – отмечает он. – Предстоит провести инвентаризацию имущества, которое подпадает под действие закона, оценить его стоимость, определить возможные условия использования, информировать потенциальных инвесторов, понять их заинтересованность». Также потребуется определить порядок и условия дальнейшего взаимодействия ОАО «РЖД» с компаниями, которые будут распоряжаться частью имущества железных дорог, разрешить организационные, юридические и финансовые вопросы.
Учитывая масштаб железных дорог страны, для того чтобы стать владельцем определенного участка магистральной линии, инвестору могут потребоваться колоссальные средства. Не исключено, что желающих окажется немного. Минтранс не смог предоставить оперативный комментарий по теме. Новый законопроект предполагает снятие ограничений на оборот имущества ОАО «РЖД», приобретенного с даты вступления поправок в силу.
В разрешенный перечень не будут включены объекты недвижимого имущества, относящиеся к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования, имеющие оборонное и мобилизационное значение, а также предназначенные для выполнения аварийно-восстановительных работ, сообщили в пресс-службе ОАО «РЖД». Осуществлять операции с собственным капиталом ОАО «РЖД» по-прежнему сможет только с разрешения федерального органа по управлению государственным имуществом, федерального органа исполнительной власти по регулированию естественных монополий на транспорте и федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Строгие условия согласования сделок с недвижимостью дадут преимущество заинтересованным компаниям с преобладающей долей государственного участия.
В подписании поправок в ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» также заинтересован Системный оператор Единой энергетической системы России (СО ЕЭС). В сентябре прошлого года зампред правления СО ЕЭС Сергей Павлушко заявил журналистам о необходимости внесения изменений в ФЗ № 29 с целью беспрепятственного применения технической политики Минэнерго к электросетевым объектам ОАО «РЖД». Холдинг формирует собственную инвестпрограмму, отличную от правил Минэнерго, считает С. Павлушко. Также, по его словам, принятие законопроекта Минтранса решит проблемы с оперативно-диспетчерским управлением электроэнергетическими объектами ОАО «РЖД». С положениями поправок в компании согласились еще в 2012 году, однако они до сих пор находятся в стадии разработки, и как изменится их содержание после подписания – неизвестно.
За внесение изменений в ФЗ № 29 выступает и замминистра энергетики России Андрей Черезов. Число аварий на сети электроснабжения Сибирского федерального округа продолжает расти из-за сложностей в управлении электроэнергетическими объектами, подчеркнул он на совещании по подготовке субъектов электроэнергетики СФО к прохождению осенне-зимнего периода.
В текущей редакции инициатива Минтранса призвана поддержать ОАО «РЖД» в реализации инфраструктурных проектов разного масштаба, а также снизить издержки на содержание железнодорожных объектов. Включение в разрешенный список магистральных линий со всеми расположенными на них сооружениями может быть мотивировано желанием увеличить общий объем имущества, которым сможет распоряжаться холдинг «РЖД».
В перечень объектов недвижимости, свободный оборот которых будет разрешен для ОАО «РЖД», войдут:
– магистральные железнодорожные линии со всеми расположенными на них сооружениями, устройствами сигнализации, централизации и блокировки, энергоснабжения, технологической связи, предназначенной для внутрипроизводственной деятельности и управления технологическими процессами на железнодорожном транспорте;
– информационные системы управления движением на железнодорожном транспорте;
– объекты локомотивного и вагонного хозяйства;
– акции дочерних обществ единого хозяйствующего субъекта;
– малоинтенсивные железнодорожные линии, участки и станции со всеми расположенными на них сооружениями, а также земельные участки, на которых размещены указанные объекты.