+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
09.09.2022 11:01:33
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

БАМ: грузовая база расширяется, пропускная способность пока ограниченна

Во время Восточного экономического форума подписано несколько соглашений, реализация которых обещает дополнительную загрузку Восточного полигона.

Уголь, руда, зерно

В частности, на ВЭФ состоялась церемония запуска угольного разреза «Сыллахский», расположенного на границе Амурской области и Якутии с примыканием к ст. Талума. Правда, первый объем угля здесь планируется добыть в IV квартале 2022 года. Инвестиции в горнодобывающий комплекс, который создает компания «АнтрацитИнвестПроект», оцениваются в 25 млрд руб.

В дальнейшем, как ожидается, разрез выйдет на проектные параметры с объемом добычи порядка 6,5 млн т. Угольная продукция пойдет как на внутренний рынок, так и на экспорт в страны Азии.

Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики, АО «Байкало-Амурская горнорудная корпорация» и Союз китайских предпринимателей в России заключили соглашение о сотрудничестве по поставкам титаномагниевого и ильменитового концентратов с Олекминского горно-обогатительного комбината в Амурской области.
Фактически речь идет о расконсервации месторождения цветной руды. Ранее выпускаемый здесь концентрат шел на экспорт, в частности, через железнодорожный погранпереход Гродеково – Суйфэньхэ (КНР). Однако несколько лет назад падение мировых цен на металлургическое сырье сделало невыгодным производство на этом руднике.

Теперь конъюнктура становится более благоприятной, о чем свидетельствует интерес китайской стороны. В 2022–2023 гг. планируется произвести и отгрузить на ст. Олекма около 1,5 млн т продукции.

Кроме того, 6 сентября состоялась церемония открытия Забайкальского зернового терминала (входит в группу компаний «Новый сухопутный зерновой коридор») ежегодной пропускной способностью до 8 млн т. Сельхозпродукция сюда будет направляться из регионов Урала, Сибири и Дальнего Востока, что также повлияет на загрузку инфраструктуры дорог Восточного полигона.

При этом компании, реализующие в ДФО проекты, подтверждают свои прежние намерения. Так, в 2023 году начнет экспортировать продукцию «Удоканская медь», сообщил председатель совета директоров, генеральный директор USM Еркожа Акылбек.

Месторождение расположено в 30 км от ст. Новая Чара. «Мы изначально разрабатывали этот проект в расчете на экспорт в страны АТР, в первую очередь в Китай, который является крупнейшим потребителем меди в мире – более 50%», – сказал Е. Акылбек.

На первом этапе перевозки составят 600 тыс. т, в дальнейшем будут варьироваться в пределах 1,2–1,5 млн т ежегодно. В то же время дефицит провозных мощностей Восточного полигона, отмечает Е. Акылбек, согласно данным Минвостокразвития, увеличится вдвое по отношению к заявкам грузоотправителей в течение ближайших лет. «Это большая проблема, надеюсь, государство и транспортные компании будут работать над этим», – резюмировал генеральный директор USM.

Восточный полигон отработает

Нельзя сказать, что развитие БАМа и Транссиба не претерпело существенных изменений за последний период. За счет модернизации в рамках I этапа развития Восточного полигона с 2013 по 2021 год пропускная способность заметно выросла на большинстве направлений Байкало-Амурской магистрали. Это линия Хани – Тында (произошел рост с 11 пар до 23 пар грузовых поездов в сутки), Штурм – Тында (с 11 до 20), Тында – Верхнезейск (с 12 до 18), Улак – Февральск (с 13 до 17), Февральск – Новый Ургал (с 11 до 18), Новый Ургал – Постышево (с 12 до 22), Постышево – Комсомольск (с 12 до 20), Комсомольск – Ванино (с 18 до 27). Реализация II этапа (до в 2025 г.) должна еще увеличить пропускную способность грузонапряженных участков – в зависимости от того или иного направления она возрастет на 16–46%. В целом в адрес портов и погранпереходов ДФО экспорт должен возрасти до 180 млн т.

Программа III этапа развития находятся в стадии проработки. На ВЭФ-2022 говорилось о необходимости ориентироваться на экспортные перевозки объемом более 300 млн т ежегодно. РЖД, как известно, ориентируются на другие цифры.

Основанием для развития инфраструктуры является перспективная грузовая база, сценарии которой проработаны АО «Институт экономического развития транспорта». Одним из них предусмотрено увеличение грузовых перевозок к 2030 году до 210 млн т ежегодно. К 2035-му грузопоток, согласно прогнозу ИЭРТ, может достигнуть 240 млн т. Некоторые представители региональных властей, грузоотправители и стивидоры уверены, что этого явно недостаточно.

По различным оценкам, страна недополучает от нерасширения Восточного полигона порядка 2 трлн руб. в год, говорит первый вице-президент, начальник департамента инфраструктурных проектов и государственно-частного партнерства АО «Газпромбанк» Павел Бруссер.

По его мнению, развитие БАМа и Транссиба экономически особенно выгодно в новых геополитических реалиях. «Проект окупается и обслуживает частные и государственные инвестиции на приемлемом сроке. Этот проект, по различным оценкам, приносит в бюджеты разных уровней порядка 714 млрд руб. и создает более 150 тыс. рабочих мест на горизонте 5–10 лет. Этих цифр достаточно, чтобы согласиться, что этот проект выгоден, в то время когда мы вынуждены заниматься переориентацией с запада на восток определенных групп товаров», – заключил П. Бруссер.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions