+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
26.10.2022 10:07:03
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Аварии на сети РЖД: надзорные органы нашли стрелочника

В Госжелдорнадзоре по итогам 8 месяцев 2022 года отметили снижение уровня аварийности на РЖД. При этом, как следует из приведенных данных, снизилась доля инцидентов, связанных с нарушениями в техническом состоянии вагонов, и увеличилась доля происшествий из-за ненадлежащей работы в зоне ответственности перевозчика.
Анализ показал, что четыре из пяти масштабных крушений поездов и все три аварии произошли на путях общего пользования. Всего в происшедших инцидентах было повреждено 90 ед. подвижного состава, в том числе 52 вагона в результате были списаны на гвозди.

Если исследовать истоки сходов и столкновений на магистральной сети, то обнаружим, что доля связанных с нарушением правил ремонта вагонов относительно невелика – она оценивается в 22,3% от общего количества инцидентов на сети. Соответственно в этом сегменте ответственность делят между собой ремонтники и операторы. Бывает, что тут всплывает и заводской брак.

Непосредственно к зоне ответственности собственников подвижного состава следует отнести лишь небольшую часть нарушений. Скажем, это допущенные отклонения от правил погрузки/выгрузки (1,3%), которые в пути влияют на безопасность перевозок.

По идее, операторам следует вменить в вину и излом литых деталей (0,6%). Однако тут дефект иногда возникает вследствие того, что вагоноремонтники поставили некачественную деталь. Так случалось, например, когда под вагон в депо устанавливали тележки сомнительного качества. Заметим, что ранее доля последнего из перечисленных факторов была больше. А в 2022 году она уменьшилась, поскольку в частных депо усилили контроль качества.

Зона ответственности перевозчика

Приходится признать, что значительная доля нарушений, приведших к тяжким последствиям, так или иначе связана с недочетами в зоне перевозчика. Например, при маневровой работе (38,9% от всех негативных случаев). Это самые распространенные в 2022 году виды дефектов.

Как правило, их допускают в шести из десяти случаев работники станций, а остальные четыре – персонал локомотивных бригад.

Достаточно весомой оказалась и доля факторов, связанных с текущим содержанием пути, объектов инфраструктуры и стрелочных переводов (22,3%). Из-за этого возникают отклонения в параметрах работы путевого хозяйства и составы сходят с рельсов.

Сюда также следует прибавить изломы рельсов (0,6%), брак в поездной работе (1,3%), наезд на посторонний предмет (1,3%) и нарушение содержания устройств СЦБ (0,6%).
Итого получается, что в зоне ответственности персонала РЖД лежит 65% от общего количества происшествий на сети. И еще к этому сводному показателю следует добавить долю в 3%, в которую включаются нарушения технологии текущего ремонта в объеме ТР-1 путевых машин, ремонта колесных пар локомотивов и обслуживания их автосцепных устройств.

Правда, ремонт тяги перевозчик передал, по сути, на аутсорсинг сервисным компаниям заводов-изготовителей локомотивов. Однако тут сложно провести четкую границу, где кончается ответственность холдинга и начинается ответственность сервисных компаний. Она не прописана в виде локального нормативного акта, который должен служить дополнением к новым ПТЭ. Так что пока де-факто за подобные дефекты отвечает все-таки перевозчик.

Московские рекордсмены

Остальная часть происшествий случилась под влиянием внешних факторов (4,5%) или же стала результатом ДТП на железнодорожных переездах (3,2%).
Если же смотреть по железным дорогам, то в тройку антрирекордов войдут три магистрали. Западно-Сибирская – на ее долю выпало 20 происшествий. Правда, по сравнению с прошлым годом тут достигнута положительная динамика: у железной дороги показатель на 5% лучше, чем за аналогичный период 2021-го. Второе и третье места разделяют Московская и Дальневосточная магистрали. У обеих – по 18 инцидентов, что на 20% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Серьезные происшествия случились и на некоторых других железных дорогах.

Приведем для иллюстрации только некоторые примеры из практики Московской железной дороги. Все три случая объединяет грубое нарушение ПТЭ работниками магистрали.

В феврале на ст. Люблино-Сортировочное при маневрах тепловозом ЧМЭ3 № 5245 допущен проезд повторителя горочного светофора с запрещающим сигналом, что привело к столкновению на стрелочном переводе с другим составом. В результате аварии был тяжело травмирован составитель поездов и повреждено семь вагонов. Три должностных лица Московской дирекции управления движением и одно должностное лицо Дирекции тяги были привлечены к административной ответственности.

В марте на ст. Одинцово электропоезд проехал опять-таки на запрещающий сигнал и врезался в тепловоз, отправив тем самым в капитальный ремонт и его, и пять вагонов.
В апреле на ст. Орехово-Зуево при маневрах локомотив столкнулся с хвостовым вагоном другого поезда. На этот раз причиной стало то, что машинист начал движение без подтверждения по радио свободности пути и установленной скорости движения. В результате крушения было повреждено 275 м пути. Шесть должностных лиц привлечены к административной ответственности.

Это было недавно…

А вот инциденты, которые произошли совсем недавно.

17 октября в Самарской области, по данным Центрального межрегионального следственного управления на транспорте СК РФ, на стрелочном переводе ст. Октябрьск Куйбышевской железной дороги, произошел сход грузового вагона. Ранее на той же магистрали сошли с рельсов семь цистерн и один крытый вагон – на ст. Шингак-Куль.
6 октября 2022-го при следовании грузового поезда по нечетному пути перегона Кузино – Коуровка Свердловской железной дороги произошел сход двух порожних вагонов-цистерн.

29 сентября четыре вагона с углем сошли с рельсов на ст. Чита-1.

15 сентября шесть вагонов с углем сошли с рельсов в Свердловской области, на ст. Каменск-Уральский.

И это лишь некоторые примеры. Осень, как видим, добавила немало новых резонансных фактов на ту же тему.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions