+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
21.06.2024 09:19:26
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Архитектура БАМа теряет свое лицо

Поддерживать здания и сооружения, возведенные на Байкало-Амурской магистрали в советское время, становится все сложнее.
Архитектура БАМа теряет свое лицо
О проблеме говорилось на пресс-конференции, посвященной предстоящему открытию в Государственном историческом музее выставки «Вокзалы и города. Архитектурное наследие БАМа».
По мысли организаторов экспозиции, строительство Байкало-Амурской магистрали явилось крупнейшим урбанистическим проектом в стране. Связано это не только с сооружением железной дороги, которой необходим обслуживающий персонал, но и с созданием единой системы расселения людей, состоящей из 47 поселков и городов.

Демография не располагает

Между тем с 1990-х годов из зоны БАМа пошел отток населения, многие пристанционные поселки стали деградировать. И сегодня с демографией наблюдается непростая ситуация, на что косвенно указывает сравнительно небольшая интенсивность пассажирского движения: на многих участках магистрали проходит не чаще одного поезда дальнего следования в сутки.
К сожалению, это все не способствует сохранению первоначального архитектурного стиля. Как известно, в создании многих станций на БАМе участвовали архитекторы и строители советских республик и отдельных крупных городов СССР, поэтому в дизайн сооружений привносился особый колорит, использовались оригинальные строительные решения и материалы.

Вокзал в сайдинге

«У станций сегодня несколько состояний: что-то уничтожено – руины, есть заброшенные [территории], есть недострой, но есть станции в хорошем состоянии. И следующий уровень – станции, которые в сайдинге. Это большой минус, последние два года проблема увеличивается», – сетует архитектурный фотограф, участник экспедиции по вокзалам БАМа Вадим Разумов.
Безусловно, поддерживать здания в первоначальном виде непросто. Например, при строительстве вокзала Новый Уоян использовалось черепичное покрытие, привезенное из Литвы. Сейчас же при выполнении капремонта, везти такой материал очень дорого, эксплуатирующая организация не может себе это позволить, говорит искусствовед, куратор выставки Марк Акопян.
«Был чудесный вокзал Кувыкта. Он был облицован сероватым уральским мрамором. На фоне зеленых гор это невероятно красивая архитектура. Но сейчас этот вокзал в сером сайдинге. Это проблема. Когда мы осознаем, что здания на БАМе – это объекты наследия, тогда у нас будет инструмент для изменения ситуации», – считает М. Акопян.
По его словам, миссия команды, исследующей архитектурные объекты Байкало-Амурской магистрали – обратить внимание на данную проблематику.
«Мы говорим про разнообразие и уникальность культурного наследия, но на наших глазах эта история стирается. Это две взаимоисключающие тенденции. Хотелось бы вторую, связанную с унификацией облика зданий, переломить в сторону возвращения [зданиям] оригинального вида. Потому что это лицо БАМа», – подчеркнул искусствовед.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions