Счет в пользу железной дороги
О том, что в Пулково необходимо создать рельсовый транспорт, заговорили еще в нулевых. А в 2009 году петербуржские чиновники, призвав на помощь проектные институты, проанализировали транспортные потоки аэропорта и обратили внимание и на ограниченную пропускную способность отдельных участков дороги, и на рост пассажиропотока в аэропорту. Для разгрузки человеческих потоков и решили внедрить рельсовый транспорт – тот, что не зависит ни от погоды, ни от состояния автодорог.
Среди наиболее перспективных вариантов рассматривалась линия метрополитена от станции «Московская», легкий рельсовый и железнодорожный транспорт. Но анализ перечисленных вариантов выявил, что все они имеют некоторые недостатки, напомнили хронологию событий в пресс-службе Санкт-Петербургского Комитета по транспорту.
От продления метрополитена от станции «Московская» до Пулково отказались, сославшись на значительные затраты на устройство новой и реконструкцию старой станции. Посчитали и загруженность – Московско-Петроградская линия обеспечивает 34% общего пассажиропотока. А значит, добавлять в нее пулковских пассажиров – ухудшать качество перевозок.
Решили не браться и за организацию скоростного трамвая, который должен был следовать от станции «Купчино». Заключили, что это потребовало бы серьезных изменений всей схемы наземного транспорта.
Наиболее выгодным для реализации оказалось строительство путей для аэроэкспресса. Правда, до сих пор выгоды и перспективы от его внедрения остаются на бумаге.
Подражание Москве
Если одни ратуют за строительство экспресса, другие выступают резко против. Например, эксперт движения «Город и транспорт» Владимир Валдин уверен: аэроэкспресс Петербургу не нужен.
«По-крайней мере, за бюджетные деньги. За инвесторские средства, если они действительно останутся только инвесторскими и найдется способ их окупить, то почему бы и нет. Но я сомневаюсь в коммерческой окупаемости аэроэкспресса. Хотя бы потому, что в Санкт-Петербурге аэропорт находится слишком близко к центру и нужды в том, чтобы быстро доставить людей из Пулково в город, нет», – считает эксперт.
По мнению В. Валдина, петербуржцам достаточно автобусного сообщения, которое сейчас в основном осуществляется по выделенной полосе.
«Можно запустить дополнительные автобусы к другим станциям метро, либо через кольцевую, либо через новые развязки... Дорожная сеть сейчас позволяет это сделать и она не загружена. Но если инвесторам хочется заняться строительством аэроэкспресса, то почему бы и нет. Но только за частные деньги, чтобы не произошло, как с ЗСД, где город платит огромную сумму неполученных доходов», – высказывается В. Валдин, называя проект аэроэкспресса «подражанием Москве».
Согласен с тем, что проект это повторение столичной идеи и председатель Комитета по транспорту и логистике Санкт-Петербургской Торгово-промышленной палаты Феликс Гончаров. Но в разговоре с корреспондентом РЖД-Партнера он отметил, что пока самого проекта он не видел: «Насколько мне известно, существует концепция аэроэкспресса. Но то, что необходимо разгрузить транспортный узел Пулково – это точно. Трафик по Киевскому шоссе и в сторону Пушкина будет расти и, соответственно, самый оптимальный вариант – привести человекопоток туда, где его можно быстро распределить, как это делается в московских Внуково, Шереметьево – аэроэкспрессы, которые отрабатывают логистику».
СМИ отмечают, что стоимость всего проекта может перевалить за 17 млрд руб. Ф. Гончаров считает, что пока сложно оценить, окупится ли проект. И не берется комментировать это, не имея на руках структуры затрат.
«Понятно, что стоимость высока. Строительство такой трассы сопряжено с земельными вопросами: как провести ж/д дорогу, например, через Пулковское шоссе. И речь идет о серьезном сооружении. Не забываем, что и поезд не самый дешевый. Стоимость одного вагона существенно отличается от стоимости автобуса или дорогостоящего трамвая», – констатирует Ф. Гончаров.
Эксперт уверен, что в первую очередь выгоду от строительства аэроэкспресса получат пассажиры, которым не придется ждать, пока их такси прорвется к аэропорту через пробку.
Нечестный тариф
Споры вокруг аэроэкспресса касаются и стоимости проезда. По предварительным подсчетам, озвученным чиновниками, тариф на аэроэкспресс будет варьироваться от 250 до 350 руб., то есть минимум в 2,5 раза дороже, чем на общественном транспорте. А общественник В. Валдин подсчитал, что компаниям пассажиров и вовсе будет выгоднее добираться до аэропорта на такси за 900 руб.
Категоричны в этом вопросе и представители партии «Справедливая Россия». Депутаты направили на имя губернатора Георгия Полтавченко письмо, в котором предлагают отказаться от строительства линии аэроэкспресса.
«До конца октября предполагается объявить конкурс на строительство по схеме государственно-частного партнерства линии аэроэкспресса от Витебского вокзала до аэропорта Пулково. По расчетам разработчиков концепции новой дороги, объем перевозок на новой транспортной линии может достичь 8 млн пассажиров в год. Предполагаемая стоимость билета составит 250–350 руб. По мнению подписавшихся, планируемый тариф представляется крайне завышенным, так как существующие маршруты городского транспорта в настоящее время позволяют быстро добраться от Витебского вокзала (ст. м. «Пушкинская») до аэропорта менее чем за 100 руб. (45 руб. – поездка на метро + 40 руб. – поездка на маршрутке). Учитывая, что город вновь возьмет на себя все финансовые обязательства по обеспечению прибыли инвестору, построившему нерентабельную дорогу, как это происходит с ЗСД, представители партии «СР» просят пояснить, как при существующем способе сообщения, при котором поездка от метро до аэропорта в 3 раза ниже предполагаемой цены за билет на будущий аэроэкспресс, новый транспорт сможет окупиться?», – отмечается в письме.
Но, по словам пресс-секретаря Санкт-Петербургского Комитета по инвестициям Анастасии Рябининой, проект будет реализован за счет инвесторских денег: «Проект только рассмотрелся межведомственной комиссией и инвестор еще не определен, это достаточно долгая процедура. Когда проект будет одобрен и уже после того, как пройдет конкурс, мы будем знать инвестора. Но строительство будет точно не за бюджетные деньги.»
Где строим?
Интересно, что ни таксисты, ни общественный транспорт не видят конкуренции в аэроэкспрессе. В частности, представители СПб ГУП «Пассажиравтотранс» – компании, которая обслуживает рейс № 39 до Пулково – прогнозируют незначительное снижение пассажиропотока.
«Полагаем, что в связи с близостью станции метро «Московская» от аэропорта, а также действующими льготами и скидками по проездным, автобусы № 39 и 39Э все же будут востребованы», – отметила пресс-секретарь компании Татьяна Клепикова.
С ней согласны и представители городской службы такси. Перевозчики уверены в том, что числа заказов из-за появления экспресса меньше не станет.
Четкого ответа на вопрос о том, где будет проходить ж/д ветка и по какому маршруту будет курсировать аэроэкспресс, нет. По словам Ф. Гончарова, есть несколько моделей, одна из которых – привести аэроэкспресс на Балтийский вокзал – тот, что, по мнению чиновников, менее загружен. Против этого выступают общественники. Им кажется, что выгоднее пустить рельсовый транспорт по трассе к Витебскому вокзалу.
Кстати, возможно, что вместо экспресса до аэропорта все же появится метро. Как рассказали корреспонденту РЖД-Партнера в Комитете по развитию транспортной инфраструктуры, сейчас ведутся предпроектные работы по участку Кировско-Выборгской линии. Возможно, что от станции «Проспект Ветеранов» до Пулково проведут линию метрополитена. Основные технико-экономические параметры новой ветки и целесообразность ее строительства станут известны в конце этого года.