+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
14.10.2020 14:26:46
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

40 лет акту Стаггерса

Ровно 40 лет назад, 14 октября 1980 года, случилось событие, определившее развитие американских железных дорог на много лет вперед. В этот день президент США Джимми Картер подписал акт Стаггерса (закон Стаггерса о железных дорогах), и следующие 20–25 лет в истории железных дорог США называют эрой Стаггерса, или эпохой Стаггерса.
Этот закон радикально изменил систему регулирования грузовых железнодорожных перевозок в США и вывел отрасль из кризиса.
Регулирование вызывает коллапс

Почти за столетие до этого, в 1887 году, Конгрессом была создана Междуштатная коммерческая комиссия (Interstate Commerce Commission, ICC, в российской и советской транспортной литературе ее принято называть Комиссией по междуштатному транспорту и торговле).

ICC начала регулировать железнодорожные тарифы, чего не было с момента зарождения железных дорог в 1820-е гг., и многие другие аспекты их работы, в том числе такие, как согласование расписаний, взаимоотношений железных дорог с грузоотправителями и грузополучателями.

Однако в XX веке слишком сильная зарегулированность аукнулась кризисом, который активно развернулся в 1960-е гг., когда доля железных дорог в грузообороте начала снижаться из-за конкуренции с другими видами транспорта (особенно с автомобильным). Если в 1929 году доля железных дорог в грузообороте составляла почти 75%, в 1939-м – 62%, то к 1960 году она упала до 44%, а ко второй половине 1970-х гг. находилась на уровне 36–37%. Накануне принятия акта Стаггерса, в 1980 году, она составила 30% (с учетом грузооборота железных дорог всех классов). Спастись от этого отрасль пыталась тем, что придумывала новые методы регулирования и защиты от конкуренции. Например, в 1950-е гг. некоторыми штатами принимались законы, запрещающие перевозки автомобилями на определенные расстояния с целью загнать эти грузы на железные дороги.

Но статус защищаемых и регулируемых государством компаний привел сначала к ухудшению мотивации железнодорожников, низкой чувствительности к изменению рыночных сигналов и стимулов, а затем, с учетом возросшей конкуренции с другими видами транспорта, к массовому банкротству железнодорожных компаний, пик которого пришелся на 1960-е гг. Необходимость реформ становилась понятной все большему числу экспертов.

Противниками реформ выступали (как это часто бывает) руководители железнодорожных компаний и отраслевых профсоюзов, привыкшие действовать в условиях регулируемого рынка, опасающиеся конкуренции и не желающие изменений. Ситуация продолжала ухудшаться вплоть до 1980 года.

Дерегулирование и либерализация

Конец 1970-х – начало 1980-х гг. стали периодом экономического дерегулирования транспорта. В 1977 году было проведено дерегулирование в сфере авиационных перевозок, в 1980-м – в сфере автомобильных перевозок. Затем очередь дошла и до железных дорог: 14 октября 1980-го по инициативе сенатора Харли Стаггерса президентом США Джимми Картером был подписан документ, который получил название «Акт Стаггерса» (рис. 1).

Д. Бауэрсокс и Д. Клосс – авторы самого авторитетного курса «Логистики», по которому обучаются в университетах США, – так формулируют главную идею акта Стаггерса: «Идея заключалась в том, чтобы предоставить руководству железных дорог свободу действий, необходимую для возрождения отрасли». В силу этого основные положения акта Стаггерса провозглашали дальнейшую либерализацию процесса ценообразования, начатую законом 4-R. Важная черта нового закона состояла в том, что у железных дорог появилась возможность снижать цены из соображений конкуренции и повышать их для покрытия растущих эксплуатационных издержек. Кроме того, у перевозчиков стало больше свободы в установлении и отмене надбавок к ценам, определении минимальных тарифов, а также в общем повышении тарифов. Было легализовано право отдельных грузоотправителей и перевозчиков договариваться о контрактных ценах за транспортировку. Руководство железных дорог обрело не только более гибкую систему ценообразования, но и право на отказ от предоставления невыгодных услуг. В спорных случаях право на отказ могло быть обжаловано грузоотправителем в суде.

Таким образом, начиная с 1980-х гг. в большинстве случаев грузовые железнодорожные тарифы вновь централизованно не регулируются, а устанавливаются на основе договоров между железными дорогами и грузоотправителями. В крупных городах, где имеются многочисленные грузоотправители, отдельные железные дороги могут договориться и создать «маневровую зону», где каждая железная дорога может эксплуатировать свои составы, используя железнодорожные пути другой железнодорожной компании. Главное в американской системе то, что в большинстве таких схем «права перевозки» грузов одной железной дорогой по путям другой являются добровольными и взаимосогласованными. Достаточно редки случаи «обязательных» прав перевозки, когда доступ к железнодорожным путям предоставляется по приказу государственного регулирующего учреждения или регуляторы обязывают железную дорогу не повышать тарифы (существует норма, согласно которой регулятор может вмешаться, если рост тарифов железной дороги превысит 180%, считая по зависящей части затрат); из множества судебных конфликтов за 40 лет, по оценкам американских экспертов, это происходило примерно в 80 случаях, то есть в 1–2% случаев, в остальных случаях дорога и грузоотправитель договаривались без участия регулятора. Таким образом, если пренебречь этими исключениями, то следует согласиться с директором отдела экономических исследований антимонопольного управления Министерства юстиции США Расселом Питтманом, который в статье «Конкуренция на железных дорогах: что выбирать России» пишет, что в США «в большинстве случаев тарифы централизованно не регулируются и устанавливаются в контрактах между железными дорогами и грузоотправителями».

Результаты эры Стаггерса

Каковы результаты реформ? Во-первых, дороги освободились от неэффективных активов. Так, произошло снижение эксплуатационной длины железнодорожных путей на 35%, уменьшение количества локомотивов – на 32% (были закуплены более мощные локомотивы) и вагонов – на 27%, сокращение персонала – на 60%. (Более того, если рассматривать занятость на американских железных дорогах в долгосрочной перспективе, то если в 1950-х гг. на железных дорогах работало более 1 млн человек, то в наше время это количество сократилось до 230 тыс. человек.)

Д. Бёрнс в статье «Цена прибыльности железных дорог США» отмечает, что грузооборот железных дорог с 1980 года увеличился к 1999-му на 50%, а к 2008-му – в 2 раза (с 1351,4 млрд т-км в 1980 г. до 2690,7 млрд т-км в 2008 г.), производительность труда в долларах выручки на одного работника по отношению к 1981 году возросла к середине 1990-х гг. в 2,5 раза, а к 2003-му – почти в 3 раза.
Удельный годовой грузооборот на одного работника (это примерный эквивалент того, что на российском железнодорожном транспорте называют производительностью труда) вырос более чем в 4 раза – с 3,06 млн т-км/чел. в 1980 году до 12,7 млн т-км/чел. в начале 2000-х гг.

Была сокращена численность локомотивных бригад (с 4–5 до 2–3 человек) и увеличена протяженность плеч их работы. Малодеятельные линии были закрыты или проданы железным дорогам второго класса, значительные объемы работы были переданы на аутсорсинг. Почти полностью прекращены исследования и разработки, выполняемые собственными силами, оказалось эффективнее, если подобные работы выполняются специализированными компаниями. Усилился интерес инвесторов к отрасли: доход на вложенный капитал вырос в 3,5 раза – с 2% в конце 1970-х гг. до 7,4% в 2006-м. Состояние инфраструктуры улучшилось: по данным, приводимым в монографии ИПЕМ «Мировой опыт реформирования железных дорог» со ссылкой на AAR, с 1980 по 2007 год число аварий снизилось на 70%, число несчастных случаев с сотрудниками – на 80%.

Маркетинговая политика была сфокусирована как на привлечении грузов с других видов транспорта (и доля железных дорог на рынке транспортных услуг выросла с 30% до 40%), так и на решениях, позволяющих снизить издержки. Например, организация перевозок контейнеров в два яруса сократила издержки почти на 40% по сравнению с перевозкой контейнеров обычными поездами, а внедрение хопперов-зерновозов грузоподъемностью 90–100 т снизило себестоимость и, как следствие, тарифы на перевозку зерна. Это позволило радикально снизить тарифы. Средний уровень железнодорожных тарифов с 1982 по 1994 год снизился в 2 раза и продолжал снижаться до середины 2000-х гг.
Доходная ставка (доход, приходящийся на 1 т-км или тонно-милю грузооборота) железных дорог снижалась, но расходы (а точнее, себестоимость оказания услуг по перевозке) снижались еще более быстрыми темпами, что означало повышение эффективности работы и рост прибыльности (рис. 2). Именно поэтому мы видим такую парадоксальную ситуацию: при снижении доходов и тарифов прибыльность железных дорог возросла. Именно это, вообще говоря, и свидетельствует о росте эффективности. В опубликованной в 2017 году Ассоциацией американских железных дорог (AAR) работе «Экономическая эффективность грузовых железных дорог США» отмечается, что даже несмотря на рост тарифов в 2005–2013 гг. тем не менее по итогам 2016 года их уровень в реальных ценах на 45% ниже, чем в 1981 году (рис. 3).

Основная причина подобной эффективности заключается в том, что в США нет единой инфраструктуры, принадлежащей одному собственнику. Как известно, вся сеть в США разделена на несколько крупных и ряд более мелких железнодорожных компаний, включая семь компаний 1 класса (на которые приходится около 70% эксплуатационной длины и около 90% выручки всех железных дорог), а также на ряд местных и региональных железных дорог, работающих на небольших – иногда два или три штата – территориях (подробнее об этом см. по ссылке). Благодаря этому исчезает огромное количество рисков, связанных с монополизацией, доминированием, навязыванием невыгодных условий. Американская модель построена на вертикально интегрированных, но горизонтально разделенных конкурирующих друг с другом компаниях.

Основным критерием работы железнодорожных перевозчиков становятся тарифы и сервис. Если железнодорожная компания не справляется со своими обязанностями, она становится банкротом и уходит с рынка. А ее инфраструктуру и подвижной состав может купить другая (или банк – в качестве кредитора).

Таким образом, залогом успеха стали следующие институты: частная собственность, конкуренция между вертикально интегрированными компаниями, отсутствие государственного финансирования и господдержки (за исключением очень небольших субсидий штатам на организацию железнодорожных переездов в местах пересечения с автомагистралями).

Опыт США демонстрирует нам, что управление железнодорожной системой может базироваться не только на вертикальном подчинении всех подразделений одному центру, но и на основе горизонтальных взаимодействий независимых друг от друга перевозчиков и собственников инфраструктуры, а также различных собственников инфраструктуры между собой.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions