+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
09.09.2021 11:31:55
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Сочленяй и вези

На фоне роста погрузки все более актуальным становится сокращение сроков доставки, увеличение скорости и новые условия транспортировки. И один из способов повышения эффективности перевозок – перевозка в сочлененных грузовых вагонов. Однако основные сложности реализации вагонов сочлененного типа связаны с наступившим периодом низкого спроса на грузовые вагоны в целом, а в отсутствие спроса затраты на разработку и освоение производства подвижного состава могут оказаться для предприятий экономически необоснованными.
До 2019 года основным направлением повышения эффективности перевозок было применение в конструкции вагонов тележек с увеличенной осевой нагрузкой. На рынке наблюдались отдельные попытки со стороны вагоностроителей создать вагон увеличенной длины или в других габаритах. Но эти решения сталкивались с ограничениями инфраструктуры. В этой связи одним из способов повышения эффективности перевозок стало использование конструкции сочлененного типа.

Технология сочлененных вагонов, с одной стороны, увеличивает погонную нагрузку и грузоподъемность подвижного состава, ведет к повышению провозной способности. Такие вагоны позволяют грузить больше на каждый метр длины поезда, что, как отмечают в ОВК, особенно важно для транспортировки насыпных грузов (угля, зерна и минеральных удобрений). С другой стороны, она увеличивает объем кузова вагона, что дает дополнительные преимущества в ходе перевозки ключевых наливных грузов. «Сочлененная конструкция позволяет сократить число обслуживаемых в эксплуатации и ремонте частей (три тележки вместо четырех, два автосцепных устройства вместо четырех)», – отмечают в ОВК.

Вопрос актуальности использования сочлененных вагонов поднимается с сезонной регулярностью. Эксперты отмечают, что и в августе, и в начале осени ощущается повышенный спрос на перевозку большого объема зерна. «В этом году актуальность возросла в летний период еще и в связи с тем, что велик спрос на энергоресурсы у азиатских партнеров, прежде всего со стороны Китая. Жаркое лето повысило спрос на уголь, используемый для электрогенерации. Все более перспективным становится и экспорт удобрений в сочлененных вагонах», – комментирует аналитик «Фридом Финанс» Евгений Миронюк.

Не вдаваясь в технические подробности эффективности сочлененных вагонов, участники рынка перевозок подчеркивают: их использование (в том числе со сменными кузовами) позволит сэкономить на строительстве железнодорожной инфраструктуры, особенно на Восточном полигоне. Также эксплуатация таких вагонов ускорит сроки наращивания объема поставок еще до расширения инфраструктуры, запланированного в стратегии развития транспортного машиностроения РФ до 2030 года. Более того, использование состава с универсальной экипажной частью существенно снижает затраты на приобретение и содержание вагонов.

Одно из существенных преимуществ сочлененных вагонов при перевозке грузов с высокой плотностью заключается в том, что при использовании такой конструкции погонную нагрузку можно повысить на 23%, а коэффициент тары снизить на 15% без увеличения осевой нагрузки. При этом полезная масса поезда, составленного из вагонов сочлененного типа, на 40% выше, чем при использовании стандартных вагонов с осевой нагрузкой 23,5 тс.

Производство сочлененных вагонов уже освоили предприятия, входящие в ПАО «НПК ОВК», и АО «Алтайвагон».

Сегодня к сочлененным вагонам проявляют интерес многие участники рынка, а на отдельные модели существует устойчивый спрос. По данным союза, в настоящее время в эксплуатации на сети ОАО «РЖД» уже находится более 500 серийных вагонов-цистерн сочлененного типа для перевозки сжиженных углеводородных газов. Освоено производство аналогичных цистерн и для перевозки светлых нефтепродуктов.

За последние годы сильно изменилась структура железнодорожных перевозок: темные нефтепродукты сократили свою долю, светлые же, напротив, нарастили. Соответственно остро стоит вопрос увеличения объема котла. И сочлененная технология здесь выглядит наиболее эффективной и востребованной. Конструктивные параметры цистерн позволяют максимально использовать грузоподъемность вагона при перевозке сжиженных газов и светлых нефтепродуктов, решая проблему неполной загрузки при транспортировке в типовых четырехосных вагонах.

Кроме того, на рынке идет подконтрольная эксплуатация первых вагонов-хопперов сочлененного типа. По данным ОВС, прошли этапы постановки на производство и сертификации несколько моделей сочлененных полувагонов и крытых вагонов.

Исполнительный директор союза «Объединение вагоностроителей» Евгений Семенов напоминает, что правительство РФ утвердило ряд основополагающих документов, определяющих основные векторы развития транспортного комплекса страны, среди которых – Стратегия развития транспортного машиностроения на период до 2030 года, Программа развития угольной промышленности на период до 2035 года и еще целый ряд документов.

«Указанными документами поставлен ряд задач, нацеленных на обновление парка грузовых вагонов и повышение его эффективности, в том числе разработка тарифных схем для вагонов нового поколения, формирование предложений, направленных на повышение уровня тарифов для вагонов старых конструкций на тележках с осевой нагрузкой менее 25 тс и, наконец, важнейший этап – освоение производства многоосных и сочлененных грузовых вагонов», – говорит он, добавляя, что формирование четкой тарифной политики, стимулирующей операторов к приобретению сочлененных вагонов, многократно повысит спрос на данную продукцию.

Потребность повышения экономической эффективности перевозки в условиях ограниченных возможностей инфраструктуры не оставляет других вариантов, кроме как увеличивать удельную массу груза на единицу длины поезда. Именно эту задачу наиболее эффективно решают вагоны сочлененного типа. На рынке уже сложились предпосылки, которые позволяют считать, что в среднесрочной перспективе крупные компании сделают выбор в пользу высокопроизводительных вагонов сочлененного типа.

Подробнее о том, какие разработки сочлененных вагонов выглядят сегодня наиболее перспективными, а также о том, как поддержать этот рынок, читайте в полной версии статьи под заголовком «Сочлененная эффективность» в № 15–16 журнала РЖД-Партнер.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions