+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
14.12.2022 10:00:55
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Снижение погрузки не дает предпосылки к увеличению производства вагонов

Об этом говорилось в ходе дискуссии «Производство и ремонт подвижного состава: как выжить, когда на внутренние проблемы накладываются внешние ограничения», организованной редакцией РЖД-Партнера в рамках XX Международного форума «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство».
Рынок не ушел на самое дно

В январе – октябре в РФ зарегистрировано 40,7 тыс. новых вагонов. К соответствующему периоду 2021 года объем вагоностроения сократился более чем на 20%. Тем не менее темпы снижения производства подвижного состава в последние месяцы замедлились.

Как отметил руководитель отдела исследований грузовых перевозок ИПЕМ Александр Слободяник, несмотря на кризисные проявления, увеличили выпуск парка компании «РМ Рейл» и «Алтайвагон» – на 26,2 и 2,9%. Несколько сократила разрыв к прошлому году ОВК. Падение производства у этой компании в отдельный период доходило до 60–70% (как известно, временно приостанавливал деятельность Тихвинский вагоностроительный завод), по итогам 10 месяцев оно сократилось до 51,8%.

Рынок вагоностроения растет с июля и уверенно движется к годовому объему в пределах 50 тыс. вагонов, уточнил начальник управления маркетинга и стратегического планирования «УВЗ-Транс» Станислав Золотарев.

Таким образом, спад к предыдущему году может составить 21,9%. Ранее в ИПЕМ прогнозировали выпуск вагонов по итогам 2022-го на уровне 45–50 тыс. ед., или на 20–30% меньше результата 2021-го.

Хопперы пошли в рост

В суммарном выпуске продукции структура выводимого на сеть парка в порядке убывания выглядит следующим образом: полувагоны (по итогам 10 месяцев занимают 43% производства), платформы (30%), хопперы (14%), цистерны (9%), думпкары (2%), крытые вагоны (1,3%). Существенных структурных изменений в сравнении с данными последних лет здесь не произошло, за исключением того, что хопперы и цистерны в этом году поменялись позициями. Первые с учетом вагонов бункерного типа, по данным А. Слободяника, выросли на 7,7 п. п., вторые – лишь на 0,2 п. п.

Как уточнил представитель ИПЕМ, именно строительство хопперов в этом году оказалось единственный сегментом, где виден значительный рост – порядка 70%. Этот подвижной состав стали активно закупать производители/перевозчики удобрений. Кроме того, подросли поставки новых зерновозов в связи с начавшимся массовым списанием старого парка – в ближайшем будущем будет списано примерно 4 тыс. вагонов.

Добавим, что сейчас наблюдается рост железнодорожных отправок зерна. В ноябре его погружено 2,6 млн т, на 18,2% больше, чем годом ранее (погрузка зерновых с начала года находится в отрицательной зоне: за 11 месяцев она упала на 6%). Для перевозки такого объема понадобилось ориентировочно 38 тыс. вагонов.

Полувагоны остаются самым массовым подвижным составом, между тем за 10 месяцев их выпуск сократился примерно на 7%. Как известно, производители столкнулись с проблемами в постройке инновационного парка из-за нехватки подшипников кассетного типа. Как следствие, стало больше выпускаться типового парка, что отчасти компенсировало, возможно, более глубокий спад.

Так, если в январе 2022 года на серийные приходилось 30% выпущенных полувагонов и 70% на подвижной состав с осевой нагрузкой 25 тс, то в октябре это соотношение – 82 и 18%.

В ожидании погрузки

Проблемы с замещением кассетных подшипников сегодня решаются, тем не менее роста объема вагоностроения в 2023 году к провальному 2022-му пока не ожидается. По словам С. Золотарева, в следующем году прогнозируется выпуск на уровне 48–49 тыс. вагонов.

Главным фактором остается негативный тренд общей погрузки. Как известно, за 11 месяцев она снизилась на 3,6%, до 1,1 млрд т, причем в прошлом месяце – на 4,1%, до 103,5 млн т. Статистику уводит вниз прежде всего экспорт, который в январе – ноябре снизился к прошлогоднему уровню на 7,8% (внутренние перевозки, который выросли на 3,7%, пока не могут переломить общую отрицательную тенденцию).

За исключением строительных грузов, наиболее массовые номенклатуры остаются в минусе, и перспективы по многим из них неясны. Хотя определенный результат должны дать работы по модернизации Восточного полигона, за счет которых грузопоток в направлении портов и погранпереходов Дальнего Востока в 2023 году может возрасти до 166 млн т.

Согласно прогнозам ИПЕМ, в 2023-м спад погрузки варьируется от 3 до 4,8% по отношению к уходящему году. Это приведет к сокращению выпуска грузовых вагонов в диапазоне от 5,9 до 15,7%.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions