+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
16.05.2023 16:15:13
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Рост железнодорожных тарифов опережает падение спроса

Погрузка на РЖД по итогам 2022 года снизилась на 3,8% – железнодорожный монополист отреагировал на падение спроса повышением тарифов на 11%. В первом квартале 2023-го погрузка снизилась еще на 0,8%, а железнодорожники в январе 2023 года повысили тарифы на 8%.
Тарифы не способствуют погрузке на сеть

Железнодорожная монополия не сможет снизить аппетиты, и рост тарифов – неминуем, говорит Павел Иванкин, президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры, открывая семинар «Тарифообразование на железнодорожном транспорте: тарифы РЖД и ставки операторов». Впрочем, с этим согласны все участники. Железнодорожный монополист индексировал тарифы и ранее. Но никогда с такой скоростью и в таком объеме. На 24% они выросли за период с 2017 по 2021 год, на следующий – 2022-й – тарифы на грузовые перевозки проиндексировали на 11%. А с 1 января 2023 года – еще на 8%. Беспрецедентный рост железнодорожных тарифов уже нарушил работу участников перевозочного процесса, говорит Евгений Реутов, член комитета по транспорту и экспедированию ТПП РФ.

«Грузоотправителю, возможно, в будущем станет неинтересно, с учетом существующих тарифов и получающейся в итоге прибыли, вообще участвовать в рынке грузоперевозок», – рассуждает он.

Рост тарифов железнодорожной монополии не соответствует целям Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года. Она требует от участников перевозочного процесса увеличения объема и скорости доставки грузов, в том числе транзитных, а также развития мультимодальных логистических технологий. Итого – четыре цели реформы, но ни одна из целей и задач не предусматривает обеспечения экономики владельца вагонов, но заявлено о снижении совокупных транспортных издержек. В условиях отсутствия долгосрочного тарифного регулирования снижение транспортных издержек практически невозможно, говорит П. Иванкин.

Операторы не готовы компенсировать аппетиты железнодорожного монополиста

Ставки операторов тоже вырастут, признается Евгений Реутов, правда, есть одно но: пока сложно предугадать, на какой именно подвижной состав увеличатся ставки.

«Это зависит от рыночной конъюнктуры», – добавляет он.

Хотя, если предположить, что динамика роста тарифов зависит от погрузки на сеть, то надежда на снижение тарифов есть. В марте этого года на железнодорожную сеть погружено более 109 млн тонн груза, что на 2,3% больше, чем в марте 2022-го. Получается, погрузка нарастает. Растет и число вагонов на сети: в марте 2023 года задействовали в грузоперевозках 1,8 млн ед. подвижного состава. Да, парк полувагонов тоже растет на сети, заявляют в ИПЕМ. В декабре 2022-го их число едва превышало 609 тыс. ед., а в марте 2023 года – уже почти 612 тыс. ед. Сокращается разница между потребным и наличным парком полувагонов: в декабре 2022 года баланс парка составлял 48,4 тыс. полувагонов, а к марту 2023-го показатель опустился на 80%, до 10,8 тыс. ед. В железнодорожных учебниках есть формула расчета баланса парка грузовых вагонов. Если провести расчеты с использованием существующих показателей оборота вагона, публикуемых в открытых источниках, то на сети наблюдается профицит полувагонов, а это значит – ставки аренды предоставления подвижного состава неминуемо должны снижаться, говорит Владимир Савчук, заместитель генерального директора ИПЕМ.

«Но ставки растут! И – уверен – будут расти. Ставка просто обречена на рост, потому что в отдельных регионах на сети наблюдается дефицит вагонов в местах погрузки, часть вагонов «связывается» в брошенных поездах (груженых и порожних), не удалось преодолеть технологические трудности, особенно в части оптимизации управления порожними вагонопотоками. Одна из самых больших трудностей на сети, и пока слабо разрешаемых, – это выстраивание системы управления порожняком, несбалансированность парка вагонов и мест размещения порожняка. Перечень причин – огромен», – безапелляционно заявляет он.

В апреле этого года ставки на полувагоны выросли на 8,4%, до 2 тыс. руб. сут. Ставки растут и на зерновозы, которые идут как в экспортном направлении, так и во внутреннем, растут ставки и на 80-футовые фитинговые платформы. Клиенты, удивительно, поддерживают динамику роста ставок полувагонов. Грузовладельцы платят больше, чтобы зарезервировать подвижной состав и обезопасить собственные грузоперевозки, разводит руками Савчук.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions