+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
20.08.2021 11:26:48
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Новое поколение ставит на больший объем груза и меньший объем парка

По прогнозу ИПЕМ, в этом году в России будет выпущено 49–56 тыс. грузовых вагонов. В то же время в современных экономических условиях возрастают рис­ки значительного спада спроса на вагоны, которые институт прогнозирует на 2022–2023 гг. Но пока погрузка на сети растет, равно как и мультимодальность перевозок и экспортная роль поставок по РЖД. Однако мощности БАМа и Транссиба уже не хватает для обеспечения поставок в страны Азии. В этих условиях операторы и собственники присматриваются к вагонам, которые имеют улучшенные технико-экономические характеристики.
Двигатель внутреннего усовершенствования

Развитие рынка железнодорожных перевозок может осуществляться в двух направлениях: повышение скорости или повышение грузоподъемности. Эффект в обоих случаях одинаков: меньшим объемом парка можно вывезти больший объем груза. Но оба варианта упираются в развитие инфраструктуры, отмечает президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин.

Подвижной состав с улучшенными техническими характеристиками позволяет повысить эффективность перевозочного процесса за счет нескольких факторов: обеспечения перевозки большего количества груза меньшим количеством вагонов, снижения воздействия на инфраструктуру и увеличения времени нахождения в рабочем парке.

Преимущества инновационных вагонов очевидны: они реже попадают в ремонт, имеют меньшее количество отцепок по колесу, подшипнику или тележке. Инновационные вагоны с улучшенными техническими характеристиками позволяют операторам получить дополнительное конкурентное преимущество перед другими. На начало июня 2021 года объем парка инновационных полувагонов, работающих на сети РЖД, оценивается в более чем 15,8% от общего парка (это примерно 190 тыс. ед.).

Сегодня, как отмечает П. Иванкин, спрос на инновационные вагоны стабилен, но ограничения по их использованию на инфраструктуре сдерживают покупки. Участники рынка в качестве основного фактора, ограничивающего спрос на усовершенствованные модели вагонов, называют отсутствие прописанных правил игры, а именно – тарифного стимулирования применения современных технических решений. Без четкого понимания сроков окупаемости операторы с опаской приобретают такой подвижной состав.

Играть по рыночным правилам

Сегодня спрос на высокоскоростные модели вагонов невысок, что обусловлено, помимо тарифной политики, их высокой стоимостью (в 2 раза дороже, чем стандартные вагоны). Кроме того, добавляется неопределенность эксплуатационных показателей, в том числе и стоимостных, действующие ПТЭ в части запрета на формирование пассажирских поездов с грузовыми вагонами (даже с повышенной скоростью 140–160 км/ч).

На этом фоне один из главных вопросов, стоящих как перед производителями, так и перед участниками рынка, – как именно необходимо совершенствовать рыночные механизмы приобретения и обновления подвижного состава?

С одной стороны, они сами по себе предполагают, что покупатель и продавец договариваются самостоятельно, без навязывания какой-либо схемы извне. С другой стороны, говорит учредитель и директор по стратегическому развитию логистической компании Nawinia Рустам Юлдашев, до введения запрета на продление срока эксплуатации вагонов спрос стимулировался грузовладельцами, заинтересованными оптимизировать затраты на логистику. Программы модернизации парков были завязаны на инвестиции и на стратегии компаний. А после его введения на рынке началась массовая разделка старого парка и лавинообразно вырос спрос на вагоны при недостатке предложения, так как вагоностроители не были готовы к такой нагрузке.

Эксперты и аналитики ожидают, что проблема обновления подвижного состава будет решаться рыночным образом. Отечественные предприятия уже сейчас готовы предложить более современные модели. Например, востребован облегченный полувагон. Экономия веса, которая может быть использована для увеличения полезной нагрузки, составляет около 2 т. Его использование будет иметь большое значение для экономии за счет перевозки больших объемов груза.

Одним из предложений, обсуждаемых сейчас на площадке СОЖТ для усовершенствования рыночных механизмов обновления парка, является изменение существующей тарифной системы, которая должна учитывать направления для улучшения технико-экономических характеристик как вагонов, так и локомотивов, приносящие положительный экономический эффект всем участникам перевозочного процесса.

В Объединении вагоностроителей государственную поддержку создания новых усовершенствованных моделей вагонов и локомотивов считают жизненно необходимой. При этом участники рынка настаивают на исключении жесткого и одностороннего государственного регулирования.

Приобретать – не значит использовать

За последние 5 лет ОАО «РЖД» приобрело около 3 тыс. новых локомотивов за 426 млрд руб. Уровень износа локомотивного парка за последние 10 лет снизился с 78 до 59%. Производители отмечают, что локомотивы сегодня имеют стабильный спрос и ограничены больше фактором широты модельной линейки и максимального объема производства.

В планах РЖД в этом году приобретение 500 локомотивов (248 электровозов и 252 тепловозов). Правда, участники рынка перевозок все еще не перестают сетовать на нехватку эффективного парка.

В то же время недавно глава РЖД указывал на необходимость сокращения сроков разработки и постановки на производство новой техники, работающей на альтернативных видах топлива, к примеру, локомотивов с гибридными силовыми установками и т. д.

Компания уже перешла на закупку локомотивов только по контрактам жизненного цикла. Ведется проработка модели превентивной диагностики отдельных узлов локомотивов, заводы-изготовители создают региональные центры сопровождения новой техники.

Между тем грузовладельцы – участники ежеквартального опроса «Индекс качества услуг на железно­дорожном транспорте» не перестают отмечать нехватку локомотивов на сети, в том числе на Восточном полигоне. В условиях исчерпавшей себя пропускной способности БАМа и Транссиба и масштабных работ по реконструкции инфраструктуры Восточного полигона критичным становится каждый отказ локомотива.

Подробнее читайте в №15–16 журнала РЖД-Партнер.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions