+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
27.01.2023 13:28:13
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Наращивание перевозок контейнеров по Восточному полигону: рост объемов вывоза или новый дисбаланс?

В феврале количество контейнерных поездов с полувагонами с Дальнего Востока должны увеличить до 5 пар в сутки. Кроме того, Минтранс России намерен продлить введенную в ноябре меру о назначении трех пар дополнительных контейнерных поездов в сутки на Дальнем Востоке до конца текущего года. При этом гарантированные объемы угля планируется вывезти за счет увеличенных мощностей Восточного полигона.

Сохранить и приумножить

В ходе совещания президента РФ Владимира Путина с членами правительства глава Минтранса России Виталий Савельев доложил, что при принятии такого решения сохранятся гарантированные объемы вывоза угля из Кузбасса, Хакасии, Якутии, Тувы и Бурятии «как раз за счет дополнительных мощностей Восточного полигона».

По данным Минтранса, в декабре прошлого года среднесуточный вывоз контейнеров с импортными грузами железнодорожным и автомобильным транспортом составил 3713 TEU, что на 8,8% выше ноября.

Как сообщил В. Савельев, для стимулирования контейнерных перевозок и увеличения числа поездов до пяти в феврале продлена скидка к тарифу на перевозку контейнеров в полувагонах до конца 2023 года.

Для примера – в декабре были достигнуты рекордные суточные показатели в части вывоза контейнеров железнодорожным транспортом: 4318 контейнеров, из них 1088 контейнеров в полувагонах. Что касается технологии погрузки в полувагонах, ранее первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Сергей Кобзев отмечал, что ежедневно с Дальнего Востока так отправляется уже около 1 тыс. TEU.

«Погрузка контейнеров в полувагоны – это эффективное и долгосрочное решение. При изменившихся грузопотоках данная технология позволяет сгладить дисбалансы и повысить эффективность использования вагонов и инфраструктуры. Ряд операторских компаний уже включились в работу по поиску долгосрочных технических решений для таких перевозок», – говорил он.

Для того чтобы обеспечивать надежное крепление контейнера в полувагоне, РЖД планируют развивать и свои контейнерные площадки, включая приобретение ричстакеров, автомобильных контейнеровозов, а также организацию работы дополнительных маневровых локомотивов.

Минтранс намерен вместе с операторами и РЖД в 2023 году обеспечить среднесуточные показатели вывоза контейнеров на уровне 4100–4300 контейнеров в сутки. «Те мероприятия, которые мы уже реализовали и которые планируем к реализации в ближайшее время, позволят увеличить объем контейнеров в 2023 году более чем на 60% к объему 2022-го», – доложил министр.

К середине апреля ведомство планирует подготовить мероприятия, которые обеспечат ежесуточные отправки Дальнему Востоку контейнеров в объеме 6–6,5 тыс.

Не все так однозначно

В планах чиновников и РЖД – фактически компенсировать объемы перевалки, ранее осуществляемой на Северо-Западе страны. Предпосылок к падению спроса на услуги ввоза и вывоза через порты Дальнего Востока власти не видят.

С этой позицией согласна и часть экспертов. Например, директор группы корпоративных рейтингов АКРА Илья Макаров, называет продление меры о назначении дополнительных контейнерных поездов в сутки на Дальнем Востоке правильной с учетом сложившихся обстоятельств. «Контейнерный импорт достаточно важен, так как с помощью контейнеров перевозится все больше и больше грузов, и сейчас нужно использовать любые возможности, если есть спрос на перевозку контейнеров в полувагонах», – говорит он.

Напомним, что по сообщению вице-премьера страны Александра Новака, экспорт угля сократился в годовом выражении на 7,6%. При этом поставки на внутренний рынок возросли на 6,8%. Объем добычи угля вырос лишь на 0,3%, до 442 млн т.

Сегодня в выдерживании паритета между импортом и экспортом видит задачу государства исполнительный директор косметической компании «МейТан» Игорь Хильчук. Введение дополнительных поездов он считает не просто необходимой, а обязательной и даже недостаточной мерой, поскольку надо больше трех для того, чтобы нормализовать поставки (сократить сроки) с Дальнего Востока по всей России.

О том, что нельзя жертвовать экспортом угля при важности замещения импорта, высказывается и аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. «В наступившем году ожидается увеличение спроса на энергоресурсы в Китае на фоне отмены большинства антиковидных ограничений. Следовательно, прогнозируется увеличение спроса на перевозки в восточном направлении. Однако имеются некоторые предпосылки для его падения, в частности санкционные риски для третьих стран», – говорит он.

Вместе с тем другие эксперты рынка обращают внимание на то, что популярность отгрузки контейнеров в полувагоны проходит. Возможность отгружать контейнеры в полувагоны во многом помогла в высокий сезон, когда участники рынка испытывали нехватку фитинговых платформ на Дальнем Востоке. «Сейчас их популярность проходит: перевозчики закупают платформы, скоро начнется сезонный спад объемов перевозок на этом направлении (февраль – апрель)», – говорит национальный менеджер по интермодальным транспортировкам Noytech Supply Chain Solutions Федор Токарев.

Еще в конце прошлого года генеральный директор АО «Евросиб СПб – транспортные системы» Иван Атемасов высказывался о необходимости сквозного планирования контейнерных перевозок. Загрузки портовой и терминальной инфраструктуры, движение контейнерного парка – все это должно быть взаимоувязано в одном контуре планирования как в рамках отдельной страны или полигона, так и в межстрановом отношении, полагает он. Текущие решения же, с одной стороны, привели к увеличению количества оборотов через восточные сухопутные и морские погранпереходы, с другой стороны, сформировали определенный дисбаланс на рынке.

Восточный приоритет

На фоне санкций и логистических ограничений в прошлом году возник повышенный спрос на отправки грузов в восточном направлении. В итоге было отправлено 152,9 млн т грузов (+5,4%). Отправки угля увеличились на 7,4%.

«В ближайшее время (до конца 2023 г.) в условиях разрыва логистических цепочек в европейском направлении предпосылки для падения спроса на перевозки в восточном направлении отсутствуют. Скорее, наоборот, объемы будут возрастать», – рассуждает заведующий кафедрой безопасности РАНХиГС Санкт-Петербург, д. э. н. Александр Дмитриев.

По его словам, этому способствует развитие железнодорожной инфраструктуры в китайском направлении, в частности запуск движения по железнодорожному мосту Нижнеленинское – Тунцзян, развитие автомобильных перевозок по мосту через Амур между Благовещенском и Хэйхэ, строительство логистического терминала на территории опережающего развития «Надеждинская», порта Эльга на побережье Охотского моря и другие проекты.

А в ИПЕМ напоминают, что в II полугодии 2022-го остро встала проблема скопления грузов в контейнерах в портах Дальнего Востока. И она обострилась в связи с дисбалансом между прибытием экспортных и отправлением импортных контейнеров.

Всего в 2022 году в восточном направлении было проведено 16 тыс. поездов массой 7,1 тыс. т, начались пропуски сдвоенных составов массой 14,2 тыс. т. И по итогам 2022-го провозная способность Восточного полигона достигла 158 млн т. 

Сейчас работы на БАМе и Транссибе продолжаются, и недавно были расширены «ворота» Восточного полигона. 

Но в 2023 году нагрузка на Восточный полигон будет только увеличиваться, пропускных и провозных способностей всем пользователям услуг будет недостаточно, говорит ведущий эксперт-аналитик отдела исследований железнодорожных грузовых перевозок ИПЕМ Ольга Джаран.

Стимулирование экономики Китая может способствовать росту объемов перевозок в восточном направлении. Однако в этом случае наличие ограничений в пропускной способности железной дороги может ограничить этот рост, резюмируют участники рынка транспортных услуг.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions