+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
05.10.2022 15:40:29
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Контейнерные поезда: развивать и ускорять

В новых реалиях ускоренные контейнерные поезда берут на себя часть контейнерного грузопотока. Но главное, как отмечают сегодня участники рынка, – не допустить удорожания такой перевозки и роста порожнего пробега подвижного состава, как и простоев платформ и контейнеров. Кроме того, использование ускоренных контейнерных поездов требует развития инфраструктуры и ориентации на массовость запусков, а для этого нужны большие объемы отправок и стабильная стоимость сервиса.
Сопряженные сложности

На фоне ограничений номенклатуры импортируемых и экспортируемых товаров и передела рынка ускоренные контейнерные поезда выглядят наиболее эффективным инструментом. Это взаимовыгодный сервис как для грузовладельца, так и для ОАО «РЖД». Первый получает не только пониженную стоимость перевозки, но и скорость, близкую к пассажирской. А РЖД – отсутствие сортировок, сопровождающееся увеличением пропускной способности сети и повышением производительности.

Эксперты рынка отмечают, что организация ускоренных контейнерных поездов, в том числе со скоростью 140 км/ч, может быть вполне оправданным следующим шагом в развитии железнодорожного транспорта и иметь высокую востребованность, например, в сегменте e-commerce. Однако для того, чтобы сделать этот шаг, требуется решить сразу несколько задач.

Во-первых, необходимо иметь подвижной состав, подходящий для скоростного грузового движения. Если со скоростными фитинговыми платформами ситуация понятна, то перспективы грузовых локомотивов со скоростью движения 140 км/ч пока неоднозначны, как говорят на рынке.

Во-вторых, в условиях переориентации грузопотоков на восток ускоренный контейнерный сервис столкнется с проблемами дефицита пропускной способности Восточного полигона и приоритетов доступа к инфраструктуре. В-третьих, чтобы организовать регулярные маршруты с высокой частотой, необходимо обеспечить доступ к достаточно большому объему грузовой базы, что при потенциальной дороговизне скоростной перевозки (еще и в условиях санкций) довольно сложно.

Кроме того, как рассуждает старший эксперт-аналитик отдела исследований грузовых перевозок департамента исследований железно­дорожного транспорта ИПЕМ Ульян Евтеев, чтобы привлечь грузоотправителей, необходима организация скоростного сервиса с регулярной частотой.

Спрос есть, но и задержки на сети тоже

Несмотря на все препятствия и задачи, которые требуют решения, сегодня с учетом текущих реалий растет спрос на ускорение транзитного грузопотока. Но каждый грузовладелец или экспедитор, стремящийся отправить свои объемы именно с помощью этого сервиса, понимает, что запуск УКП возможен только в тех направлениях, где имеется стабильный грузопоток, позволяющий выдерживать расписание. Иначе при отсутствии регулярных объемов это приводит к необоснованным ожиданиям и большим задержкам.

На расстояние от 3 тыс. км выгоднее отправлять грузы ускоренными поездами, если говорить, например, про отправку из Москвы товаров, не требующих соблюдения температурного режима. Некоторые грузы уже выгоднее отправлять и до Екатеринбурга, но на практике все индивидуально и необходимо рассматривать конкретные ценовые и инфраструктурные условия.

Как отмечает генеральный директор компании ModernWay Николай Ольшанский, с точки зрения транзитного времени и стоимости доставка ускоренными поездами в течение нескольких последних лет представляет собой золотую середину между морской и авиаперевозкой. В зависимости от ситуации на рынке, наличия либо отсутствия заторов на погранпереходах конкурентоспособность перевозок УКП по сравнению с доставкой через порты Дальнего Востока может меняться. Однако в целом такие перевозки являются одними из наиболее стабильных по направлению Китай – Россия – Китай.

«В связи с приближением новогодних праздников и актуальностью перевозки сезонных грузов особенным спросом пользуются ускоренные контейнерные поезда с минимальными сроками доставки. Это поезда с наличием согласованного КЖД постоянного плана и отсутствием в маршруте морской фидерной составляющей. Например, наша компания может предложить доставку прямыми поездами со станций Цзиньхуа (провинция Чжэцзян), Миньхан (Шанхай), ориентированных на грузовую базу региона Восточного Китая (Шанхай, Нинбо), а также ст. Сиань (регион Центрального Китая)», – говорит Н. Ольшанский.

Транзитный выигрыш

По данным РЖД, с начала года по сети во всех видах сообщения, включая экспорт, импорт и транзит, отправили 4,3 млн TEU (+0,6%).

Руководство холдинга подчеркивает сегодня заинтересованность в развитии инфраструктуры Забайкальского края и, в частности, погранперехода Забайкальск – Маньчжурия для увеличения передачи грузов после снятия Китаем ковидных ограничений. В РЖД смотрят в сторону дополнительного пропуска поездов через границу, однако отмечают, что в настоящее время погранпереходы остаются недозагруженными.

Среди перспективных проектов называется создание нового железно­дорожного погранперехода через Приаргунск, который даст выход к Транссибу приграничным провинциям Китая – Внутренняя Монголия и Хэйлунцзян. Со стороны КНР для этого планируется строительство соединительной линии длиной 192 км.

Также рассматривается использование пункта пропуска Соловьевск – Эрэнцав с созданием примыкания к железнодорожной сети Монголии. При условии дополнительного развития инфраструктуры Улан-Баторской железной дороги это позволит организовать еще один канал транзита грузов в Китай.

Кроме того, есть договоренность РЖД с Министерством инвестиций и внешней торговли Узбекистана о развитии проекта «Агроэкспресс» – ускоренного рефрижераторного контейнерного поезда для перевозки сельхозпродукции. Напомним, что сегодня этот сервис работает на такие направления, как Казахстан, Узбекистан, Китай, и на Ближний Восток – с помощью ускоренных контейнерных поездов.

Подробнее читайте в свежем выпуске журнала РЖД-Партнер.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions