+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
30.05.2023 14:13:33
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Грузовладельцы vs РЖД: проигрывает тот, кто не идет в суд

Грузовладельцы предпочитают не защищаться от РЖД, так как боятся получить лишь дополнительные убытки в виде судебных расходов, так Ольга Гуляева, управляющий партнер Legal1520, начала выступление на семинаре «Грузовая панорама. Строительные грузы и цемент», который организовал и провел РЖД-Партнер.
«Законодательство в сфере железнодорожной перевозки весьма сложное, и юристы, не имеющие специализации в этом вопросе, часто не могут разобраться в ситуации и предоставить реальную правовую защиту», – говорит О. Гуляева.

Основной закон в мире железнодорожных перевозок – это Устав железнодорожного транспорта. Но написан он в казуальном стиле. В отличие от абстрактного способа изложения правовых норм, являющегося более современным и легким в восприятии, казуальный стиль изложения ведет к большому объему нормативного документа и внутренней противоречивости и сложности понимания, рассуждает юрист. Кроме того, огромное число подзаконных актов, а также документов вообще, не наделенных силой закона, но применяющихся при разрешении судебных споров, еще значительнее осложняют процесс защиты.

«Суды уже сформировали судебную практику, раз за разом вынося решения в пользу монополиста или компании оператора вагонов. Заседания суда похожи на колею, и даже если это дорога в тупик, сделать так, чтобы судебная система с нее свернула, – задача не из простых», – говорит О. Гуляева.

Более того, сами грузовладельцы зачастую выступают на стороне оппонента. В частности, они соглашаются подписать акты, которые составлены перевозчиком. А в судах сложилось особое доверие к актам общей формы, составленным ОАО «РЖД» по форме ГУ-23. Суд относится к документу, как к «царице доказательств», говорит О. Гуляева.

«У грузоотправителя есть реальная возможность не участвовать в подписании актов, но он ею не пользуется, подписывает. Иногда даже без каких-либо возражений. Именно это в последующем чаще всего склоняет весы Фемиды в пользу РЖД», – говорит Ольга Гуляева.

За искажение информации в железнодорожной накладной в спорах о простое вагонов на инфраструктуре с грузоотправителя взыскивают неустойку в размере пятикратной провозной платы. С грузовладельца взыскивают неустойку и операторы, каждые сутки простоя вагона под погрузкой и выгрузкой может обойтись до 14,8 тыс. руб.

«Возможность взыскания этой неустойки появилась в декабре 2017 года, когда ВС РФ в своем обзоре судебной практики указал на обоснованность таких притязаний. В законе такого права у оператора нет – это результат судебного толкования», – говорит Ольга Гуляева.

Высший суд подтвердил право оператора на данную неустойку, фактически сказав, что пользоваться вагонами под погрузкой и выгрузкой можно только 24 часа после истечения технологических сроков, предусмотренных договором подачи-уборки вагонов (эксплуатации путей необщего пользования). За превышение штраф. Проблема данной категории дел состоит в том, что оператор, предоставляя вагоны для перевозки, заключает договор. Обычно условиями этого договора определены сроки погрузки и выгрузки. В среднем по рынку – до 5 суток, и ответственность за сверхнормативный простой в среднем до 5 тыс. рублей за вагон в сутки.

«То есть на момент погрузки грузоотправитель пребывает в иллюзии, что он может грузить вагоны в пределах сроков, предусмотренных договором, а если их нарушит – заплатит неустойку по договору. Между тем при предъявлении иска о взыскании законной неустойки условия договора судами чаще всего игнорируются», – говорит Ольга Гуляева.

Понятно, что данная судебная практика не выглядит законной, оператор, заключающий договор на одних условиях, а потом получающий значительную выгоду от их нарушения, должен лишаться судебной защиты, рассуждает юрист.

«Вместо заключения договора предоставления вагонов можно заключить договор аренды подвижного состава. Это принципиально изменит картину, так как владельцем вагонов станет грузоотправитель», – говорит Ольга Гуляева.

Впрочем, у грузовладельца есть и вариант прописать в договоре симметричную обязанность оператора подавать вагоны под погрузку в срок, установленный заявкой формы ГУ-12, за ее нарушение штраф в размере, аналогичном предусмотренному в ст. 62, 99, 100 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ». Есть и еще вариант.

«В договоре на предоставление подвижного состава для перевозки груза нужно предусмотреть условия о том, что грузоотправитель вправе пользоваться вагоном для погрузки и выгрузки в течение определенного сторонами времени и плата за такое пользование включена в тариф на предоставление вагона. Право пользоваться и обязанность погрузить в срок – это не одно и то же», – резюмирует Ольга Гуляева.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions